Небольшая усадьба Абрамцево, расположенная к северо-востоку от Москвы, вблизи Сергиева Посада и Хотьково, широко известна в российских творческих кругах. Здесь неоднократно бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и др. В советское время Абрамцево стало буквально меккой для представителей творческих профессий, особенно художников. Этот статус оно не потеряло и в наши дни.
«Аленький цветочек» и «Диалоги о рыбалке»
Усадьба «Абрамцево» вблизи Сергиева Посада возникла в первой половине XVIII века, хотя упоминания пустоши «Обрамково» встречаются в документах XVI века. Расцвет Абрамцево начинается с 1843 года, когда имение приобрел литературный и театральный критик, а также писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), известный широкой публике прежде всего как автор сказки «Аленький цветочек».
В Абрамцеве он написал такие произведения, как «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье», «Семейная хроника», «Аленький цветочек». В гости к Аксакову приезжали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, актер М.С. Щепкин, А.С. Хомяков, братья Киреевские. М.Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и др.
Аксаков стал известен как один из первых в России литературных и театральных критиков: до середины 1820-х годов публичная театральная критика в Российской империи была невозможна, так как актеры императорских театров считались находящимися «на службе его величества». К сожалению, реальные масштабы его деятельности на этом поприще неизвестны до сих пор, так как большинство критических статей Аксакова 1820-х-30-х годов публиковались под псевдонимами или без подписи, что было связано с его службой в цензурном ведомстве. Кроме того, Аксаков создал принципиально новый стиль руководств по рыбалке и охоте: его «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника» отличали высокий художественный уровень, поэтичные описания природы, точные характеристики рыбьих и птичьих повадок.
Абрамцевский кружок Аксаковых в течение нескольких десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. В частности, Аксаков с 1832 года дружил с Гоголем и именно под его воздействием обратился к реалистической прозе. Великий писатель не раз становился участником «аксаковских суббот» в Абрамцеве.
Репинские «Запорожцы», серовская «Девочка с персиками» и не только
После смерти Аксакова усадьба стала приходить в запустение, и в 1870 году дочь писателя Софья Сергеевна продала ее промышленнику и меценату С.И. Мамонтову (1841-1918). Имение было не в лучшем состоянии и потребовало множества переделок. Поэтому считается, что Мамонтов приобрел его из интереса и уважения к этому месту как центру притяжения творческой элиты той эпохи. В дневниках 18-летнего Саввы Мамонтова также сохранились восторженные впечатления о книгах Аксакова.
Вдобавок Абрамцево привлекло Мамонтова и своим географическим положением: оно было удобно расположено для его деловых поездок. Отец Саввы Иван Федорович Мамонтов не только построил в Москве несколько гостиниц, но и стал главным вкладчиком акционерного общества, занимавшегося строительством Московско-Ярославской железной дороги. После смерти отца Савва унаследовал ее акции и в 28 лет стал членом правления общества этой дороги, а в 1872 году был избран его директором.
Он продолжил дело отца, реализовав Северный железнодорожный проект: в 1897 году было закончено строительство железной дороги Москва-Архангельск. Прокладка этой дороги стала первым в России опытом железнодорожного строительства в условиях Крайнего Севера, среди болот и тундры. Одновременно были проложены дороги Ярославль-Рыбинск (1898), Москва-Савёлово (1900), Иваново-Вознесенск-Тейково (1896) и др.
В 1872 году во время поездки в Италию Мамонтов познакомился в Риме с художниками В. Д. Поленовым и М. М. Антокольским, а также историком искусства и реставратором А. В. Праховым. В 1874 году, после возвращения в Россию, Мамонтов приглашает их в свой московский дом на Садовой-Спасской улице и в имение Абрамцево.
Так вокруг мецената и промышленника возник Абрамцевский (Мамонтовский) кружок, объединивший множество известных творческих людей той эпохи и просуществовавший 20 лет - с 1873 по 1893 год. В Абрамцеве и его окрестностях были созданы картины «Богатыри» и «Аленушка» В.М. Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Не ждали» И.Е. Репина, «Девочка с персиками» В.А. Серова. Здесь писали пейзажи художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин и др. Музей в Абрамцеве был создан еще в 1918 году, причем вплоть до 1926 года его заведующей была младшая дочь С.И. Мамонтова – Александра Саввишна.
К северо-западу от главной усадьбы появился «культурный поселок», где были построены лечебница для крестьян и школа для их детей. При школе жена Саввы Елизавета Григорьевна устроила в 1876 году столярно-резчицкий класс, где создавались эскизы резной мебели и утвари, а местные крестьяне работали над заказами и получали прибыль от них. В 1873 году Савва открыл в Абрамцеве студию-мастерскую, где сам занимался лепкой.
В 1890-х годах по инициативе Мамонтова была произведена реконструкция Ярославского вокзала в Москве. За основу при реконструкции вокзала был взят проект Федора Шехтеля. Декоративные украшения из цветной майолики были изготовлены в абрамцевской мастерской, главный вестибюль декорирован пейзажами Константина Коровина, который вместе с Валентином Серовым ездил по предложению Мамонтова на север России.
Мамонтов также предложил Васнецову написать панно для железнодорожных вокзалов, при этом художник получил полную творческую свободу. В результате появились полотна «Бой скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Более десяти лет Васнецов с семьей жил в Абрамцеве (в основном в «Яшкином доме»), где изучал древнерусское искусство и писал этюды.
Илья Репин впервые появился в Абрамцеве в 1877 году. В Абрамцеве Репин писал пейзажи, портреты, жанровые зарисовки и создал эскизы для таких картин, как «Не ждали» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Михаил Врубель в 1890 году какое-то время жил в кабинете Саввы Ивановича в Абрамцеве, где написал «Сидящего демона» и другие картины. Мамонтов постоянно заказывал ему новые работы и сам их покупал. Врубель и Васнецов также были среди художников, создававших декорации для постановок Частного театра Саввы Мамонтова, к работе в котором меценат привлекал таких грандов, как Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.
Непростой бизнес Саввы Мамонтова
Кроме Северного проекта, у Саввы Мамонтова было много и других. В частности, еще в 1878 году была сдана в эксплуатацию Донецкая каменноугольная дорога, связавшая шахтерские поселки Донбасса с портом в Мариуполе. Рентабельность этого проекта Саввы Мамонтов ставилась под сомнение некоторыми современниками, но дорога окупила вложенные средства и стала прибыльной. В Абрамцеве сохранилась половецкая баба, которую Савва привез из степей бывшего Дикого поля на Донбассе.
В 1899 году Мамонтов, не сумевший расплатиться с кредиторами, был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Его обвинили в незаконном изъятии из кассы железной дороги крупной денежной суммы и злоупотреблениях при строительстве линии Вологда-Архангельск. В одиночной камере он занимался лепкой. Весной 1900 года в тюрьму поступило письмо со словами поддержки от представителей Абрамцевского кружка, среди которых были Поленов, Репин, Антокольский, Серов, Врубель и др. В том же году суд, на котором Мамонтова защищал известный адвокат Ф. Н. Плевако, оправдал промышленника, однако промышленник был фактически разорен.
Мамонтов поселился в доме рядом с Бутырской тюрьмой, при гончарной мастерской, перевезенной из Абрамцева. Здесь изготавливали на заказ или на продажу небольшими партиями печные изразцы, посудные формы, мелкую бытовую пластику. Савву Ивановича навещали Поленов, Серов, Васнецов. В 1902 году его особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина. Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. К этому времени Мамонтов развелся с женой и жил с учительницей из Торжка Евгенией Решетиловой, которая была младше его на 38 лет.
В 1907 году скончалась дочь Мамонтовых Вера. Вскоре умерла бывшая жена Мамонтова Елизавета Григорьевна. В 1915 году ушел из жизни сын Мамонтовых Сергей. Сам Савва Иванович умер от простуды зимой 1918 года. Гроб с телом мецената перевезли из Москвы в Абрамцево. В газетных некрологах Мамонтова называли «московским Медичи», «Саввой оперным», «последним из могикан».
В статье использованы открытые данные и иллюстрации, а также фото автора.
О поездке Михаила Врубеля в Венецию для работы над Кирилловской церковью в Киеве и его любовном треугольнике читайте здесь.