В прошлой части я остановился на том, что мы, установив на ворота все силовые кронштейны и оборудование, собрали и подключили щит управления. Настоящая статья будет чуть посложнее, с описанием подключения к щиту управления фотоэлементов и сигнальной лампы.
Официальная инструкция содержит три схемы подключения устройств в различных режимах (стандартный, режим энергосбережения — т.н. режим ожидания, и режим проверки фотоэлементов перед открытием ворот — т.н. фототест), но там не всё понятно. Поэтому ниже я нарисую реально работающую схему подключения, наш частный случай: режим фототест с одной парой фотоэлементов и отсутствием других возможных устройств. В этом режиме ворота открываются, и закрываются после пересечения линии фотоэлемента или после 25 секунд ожидания.
Принцип работы блока управления
Блок управления MC424 управляет приводами и другими устройствами (фотоэлементами, сигнальными лампами и пр.), питая их от безопасного постоянного напряжения 24 вольта. Таким образом, к прокладке кабелей под дорогой можно не предъявлять каких-то серьёзных требований в направлении защиты человека от поражения электрическим током. Однако ими не стоит пренебрегать хотя бы из соображений долговечности работы самой системы.
Управляя приводами, блок управления MC424 постоянно меряет токовую нагрузку на них. Когда ворота встречают препятствие, мотор механически перестаёт вращаться, хотя напряжение на него подаётся. В результате он начинает потреблять больший ток. Блок управления распознаёт увеличение силы тока и отключает привод. Если это происходит вблизи крайних положений, значит ворота достигли упора. Если это случилось посередине хода, значит ворота упёрлись в автомобиль, и блок управления переключает движение обоих приводов в противоположную сторону.
Крайние положения определяются системой при первом запуске вместе с промером времени движения створок от одного крайнего положения до другого. Затем эта информация используется блоком управления для распознавания причины остановки ворот — судя по времени движения створки ею достигнут либо упор, либо борт дорогого автомобиля.
В случае перебоя в подаче электроэнергии блок управления может использовать аккумуляторные батареи PS124 как аварийный источник электропитания, а для любителей экзотики он также может подключаться к системе Solemyo, использующей энергию солнечного излучения, что вряд ли будет полезно в нашем московском регионе.
Схема подключения
Как я уже говорил ранее, электрические подключения можно выполнить для трёх основных режимов работы: стандартный режим, режим энергосбережения и режим проверки фотоэлементов перед открытием ворот. Режимы эти являются взаимоисключающими.
Не знаю, для чего кому-то захочется подключать стандартный режим, когда тут же предлагают такие вкусности. Режим энергосбережения актуален только при работе с батареей или солнечными панелями, поэтому я выбрал режим проверки фотоэлементов, чтобы ворота не долбанули кому-нибудь из-за их неисправности или загрязнённости.
Схема, приведённая в инструкции, непонятна без прочтения текста на страницах 6 и 8, поэтому я нарисовал свой вариант. Поскольку мы установили только одну пару фотоэлементов на уровне столбов, их подключение в режиме фототеста следует выполнить по нижеприведённой схеме.
Логика подключений внешних устройств к клеммам 12-16 такова, что все неиспользуемые входы фотоэлементов, ожидающие нормально закрытые контакты от подключённых к ним устройств (например, ФОТО 1, ФОТО 2 в случае включения дополнительного входа в режим ФОТО 2), соединяются перемычками с клеммой 8, а остальные входы, тоже ожидающие нормально закрытые контакты (СТОП) соединяются перемычками с клеммой 11. Входы, ожидающие нормально открытые контакты устройств (ПОШАГОВЫЙ РЕЖИМ, НАСТРАИВАЕМЫЙ в случае его включения в любой режим кроме ФОТО 2) остаются свободными. Таким образом, перемычками эмулируются отсутствующие устройства с нормально закрытыми контактами, а также поведение отсутствующих фотоэлементов во время проверки их работоспособности. Всё логично.
Сигнальную лампу следует подключать к клеммам 4 и 5. Она моргает одинаково во время движения ворот и отключается, когда они неподвижны. Однако гораздо интереснее было бы подключить её к клеммам 6 и 7 для индикаторной лампы, которую можно настроить на различную частоту мигания при открытии и закрытии ворот, но, к сожалению, этот выход рассчитан на нагрузку только 5 Вт, а сигнальная лампа потребляет 25 Вт.
При перегрузке выхода индикаторной лампы должен срабатывать индикатор ошибки внутри блока (5 миганий лампы P2). Замечу, что я ради эксперимента всё-таки подключал сигнальную лампу на место индикаторной, но сигнала ошибки не получил, и в течение недели, пока я не выполнил обратное переключение, всё работало нормально. Но это, как говориться, на свой страх и риск.
На сегодня всё. В следующей части я коснусь настройки (программирования режимов работы) блока управления MC424. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите в комментариях! Удачи!