Не провёл я и полгода (пока ещё!) в Мали и столкнулся с любопытнейшим явлением. Здесь при встрече людей не шибко знакомых, если вообще знакомых, после приветствия (которое может длиться по несколько минут!) следует ритуал «sènènkùn-ya» /сенекуйя/. Интереснейшая традиция, которая, как говорят, уходит корнями во времена уже знакомого нам Сундиаты Кейты, то есть в XIII, на секундочку, век!
На английском это предлагается называть «cousinage» или «joking cousins». В остальных языках Бог его знает как оно называется, если вообще что-то такое там есть, чтобы как-то называться.
Смысл этого явления вот в чем:
Мали — это страна многонациональная, многокультурная, многоклановая, как и любая другая африканская страна, особенно из тех, которые волей метрополий оказались в прямых, по линейке очерченных границах, не связанных чаще всего с традиционными границами территорий проживания разных племён и народностей. На этой благодатной почве, надо понимать, буйным цветом колосятся межнациональные, межкультурные и межплеменные конфликты.
Так вот для того, чтобы как-то сгладить углы, в Мали и существует такой социальный ритуал, в котором впервые познакомившиеся люди, узнав фамилии друг друга, начинают отпускать в адрес друг друга фамильярные и оскорбительные шуточки, основанные на предрассудках, связанных с представителями конкретных кланов или племён, то есть носителями определенных фамилий.
Считается, что это очень значимое явление, которое служит для разрядки напряженности между отдельными людьми и предотвращения стычек между целыми кланами и этническими группами. (Учитывая имеющееся количество таких стычек при наличии этого явления, даже страшно представить что происходило бы в этой стране, не будь здесь «сенекуйя»!)
Например:
Подойдёт какой-нибудь Coulibali /кулибалИ/ (очень распространённая здесь фамилия!) к какому-нибудь Diarra /дьяра/ (не менее распространённая фамилия!), отрекомендует себя, узнает, что противоборствующей стороне выпало несчастье родиться с такой фамилией и обязательно скажет что-то типа «i be so dun» /ибэшоду/, то есть «ты ешь очень много фасоли (у нас бы сказали про горох!)» (подразумевая, конечно, выхлопные из этого последствия!). Тот, разумеется, примется это всё отрицать и контратакует чем-нибудь вроде «да ты, Кулибали, настолько тупой, что у тебя ума не хватает даже на то, чтобы горох вырастить — один арахис и поедаешь». Такое дело!
А вот какой-нибудь Keïta /кейта/ (узнали брата Колю?) обязательно своему антагонисту скажет: «Да ты мой раб, и все предки твои всю дорогу нашими рабами были!»
После череды таких взаимных оскорблений оппоненты обязательно расхохочутся и, скорее всего, даже обнимутся.