Найти в Дзене
VRadosti

Какими были русские комиксы в 90-х? История комикса в России.

Если на секунду отвлечься от увлекательного чтения чужих блогов, просмотра красивых и функциональных сайтов, сконструированных по технологии Web 2.0, лазания по YouTube в поисках очередного видео, где какой-нибудь актер матерится на съемочной площадке, и использовать интернет в благих целях самообразования, то можно ненароком сделать сразу несколько удивительных открытий.

Вот, например, поиск с помощью Google по запросу «значение слова комикс» показывает, что из всех источников, которым следует доверять, о комиксах знает, как ни странно, лишь «Большая советская энциклопедия». По этому поводу она имеет следующее мнение: «Комикс (англ. comics, множественное число от comic — комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование». Удивительна здесь не столько сама формулировка, с которой во многом можно и нужно поспорить, сколько стойкое игнорирование «комикса» не менее популярными толковыми словарями. А ведь, казалось бы, за последние лет пятнадцать каждый человек, хотя бы приблизительно понимающий сегодня разницу между HD-телевизором и мобильным телефоном, должен был составить примерное представление об этих «рисованных картинках».
Вот, например, поиск с помощью Google по запросу «значение слова комикс» показывает, что из всех источников, которым следует доверять, о комиксах знает, как ни странно, лишь «Большая советская энциклопедия». По этому поводу она имеет следующее мнение: «Комикс (англ. comics, множественное число от comic — комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование». Удивительна здесь не столько сама формулировка, с которой во многом можно и нужно поспорить, сколько стойкое игнорирование «комикса» не менее популярными толковыми словарями. А ведь, казалось бы, за последние лет пятнадцать каждый человек, хотя бы приблизительно понимающий сегодня разницу между HD-телевизором и мобильным телефоном, должен был составить примерное представление об этих «рисованных картинках».

Но в любом случае — в первую очередь благодаря киноадаптациям приключений Человека-паука, Халка или Росомахи с его адамантиевыми когтями — современный человек хотя бы интуитивно понимает, что за Атлантическим океаном «картинки с текстом» давно переросли собственное определение и выделились во что-то большее. Комиксы в США — это самодостаточная отрасль с приближающимися к ВВП небольших стран доходами, целиком завязанная на выпуске новых серий и производстве сопутствующих товаров — пластиковых фигурок, футболок и кепок со стилизованными изображениями персонажей, полноразмерных плакатов, значков и всего, на чем можно нарисовать торс Капитана Америки или приклеить голову Женщины-кошки. Это несколько тысяч героев, часть которых изначально проходит по статье «убожество», связанных сложными взаимоотношениями, кровными и дружескими узами или многолетней ненавистью и враждой. При этом крупнейшие компании — DC и Marvel — периодически устраивают тотальные перезапуски собственных вселенных и начинают все с чистого листа, так что даже самые прожженные знатоки и коллекционеры комиксов часто путаются и не могут с нужной точностью установить, кто же все-таки сильнее — Питер Паркер или Флэш.

Учитывая всю сложную выстроенную мифологию и прочие связанные с комиксами сложности приобретения и изучения, в 90-е годы прошлого века в постсоветских государствах мало кто мог с ходу рассказать историю Бэтмена и определить, чьим злым двойником был Веном. И знать все эти вещи необходимо вот почему: в то время как большая часть народонаселения бывшего СССР вообще слабо представляла себе, как именно должны выглядеть комиксы, они все-таки выходили. Не политические карикатуры или юмористические зарисовки, а комиксы в общепринятом формате — отдельные серии со своими героями, историями и сочиненными мирами. Тогда мало кто слышал и тем более понимал словосочетание «авторские права» — и художники без особых угрызений совести рисовали того самого Бэтмена в советской и постсоветской России, а на помощь Черепашкам-ниндзя присылали бурого медведя с балалайкой-трансформером. Недостаток опыта компенсировали невероятным энтузиазмом и перекрывали всем, что тогда было в новинку: гротескной жестокостью, суровыми образами и даже эротикой. Во многом это были комиксы «того времени», очень характерные и узнаваемые: взятые из народных легенд сюжеты, перемешанные с образами драконов, демонов и вампиров из западной литературы, или патриотические истории про честь, долг, мужество и героя-одиночку. Сейчас многие из этих комиксов трудно воспринимать всерьез и не давиться при их виде от смеха, но тем заметнее выделяются действительно приличные серии, нарисованные как не самые паршивые западные комиксы тех лет. В любом случае, совершенно независимо от вашего отношения к названным явлениям, сегодня это страницы истории. И страницы точно не самые худшие.
Учитывая всю сложную выстроенную мифологию и прочие связанные с комиксами сложности приобретения и изучения, в 90-е годы прошлого века в постсоветских государствах мало кто мог с ходу рассказать историю Бэтмена и определить, чьим злым двойником был Веном. И знать все эти вещи необходимо вот почему: в то время как большая часть народонаселения бывшего СССР вообще слабо представляла себе, как именно должны выглядеть комиксы, они все-таки выходили. Не политические карикатуры или юмористические зарисовки, а комиксы в общепринятом формате — отдельные серии со своими героями, историями и сочиненными мирами. Тогда мало кто слышал и тем более понимал словосочетание «авторские права» — и художники без особых угрызений совести рисовали того самого Бэтмена в советской и постсоветской России, а на помощь Черепашкам-ниндзя присылали бурого медведя с балалайкой-трансформером. Недостаток опыта компенсировали невероятным энтузиазмом и перекрывали всем, что тогда было в новинку: гротескной жестокостью, суровыми образами и даже эротикой. Во многом это были комиксы «того времени», очень характерные и узнаваемые: взятые из народных легенд сюжеты, перемешанные с образами драконов, демонов и вампиров из западной литературы, или патриотические истории про честь, долг, мужество и героя-одиночку. Сейчас многие из этих комиксов трудно воспринимать всерьез и не давиться при их виде от смеха, но тем заметнее выделяются действительно приличные серии, нарисованные как не самые паршивые западные комиксы тех лет. В любом случае, совершенно независимо от вашего отношения к названным явлениям, сегодня это страницы истории. И страницы точно не самые худшие.

И эти страницы по большей части принадлежат журналу «Велес»: именно в нем публиковали если не первые вообще, то уж точно первые популярные российские комиксы. Для такого рода литературы это был не совсем обычный формат: в одном выпуске «Велеса» печаталось сразу несколько серий, а в каждом следующем номере — их продолжение. Впрочем, и сама идея такого издания во многом была спонтанной и мало походила на тщательно продуманный бизнес-план с далеко идущими перспективами. Судьба «Велеса» решилась буквально «на коленке»: в пустой съемной квартире трое друзей — Игорь Кожевников, Радик Садыков и Игорь Ермаков — поняли, что хотят рисовать комиксы. Затея казалась привлекательной не только в творческом плане, но и в финансовом. Товарищи кое-как нашли деньги на собственное предприятие, с трудом получили кредит и все-таки выпустили свой первый номер, хотя в безумную идею с журналом комиксов мало кто верил.

Далее читайте здесь

Также читайте наш рассказ о супергероях в американском кино 90-х

Комиксы
7009 интересуются