Основным инструментом анализа и разбора аварий с пешеходами и проверки выполнения поставленных департаментами транспорта целей своей работы должны быть и собственно являются статистика и ее визуализации, в том числе карты ДТП. Например, основа программы "Ноль смертей" (Vizion Zero) это именно детальный анализ каждого ДТП. Делать это без данных не реально.
Посмотрим какие инструменты есть в распоряжении наших проектировщиков, в том числе из ЦОДД, и как это может быть.
Начнем с двух официальных сайтов: Центра Организации Дорожного Движения - http://www.gucodd.ru и ГИБДД России - http://stat.gibdd.ru
На первом мы даже видим ссылку на карту аварийности:
Я специально сделал полный скриншот окна. Чтобы сомнений не было, на карте действительно нет ни одной кнопки или текста.
- нет кнопок масштаба или слоев
- нет данных о периоде ДТП, общем количестве или хотя бы источнике данных
- нет никаких инструментов анализа (выбор улицы, поиск, фильтр)
Вот детальная информация:
Как бросается в глаза, тут даже нет нашего знаменитого ДТП на Верхней Сыромятнической (отмечено кружочком). А информация о других авариях представлена в крайне скудном виде.
Карта сделана явно для галочки и не может выступать реальным инструментом организации дорожного движения. Но мы уже знаем, что ЦОДД это и не умеет и не планирует, так что и заем им карта. В пресс-релизе всегда можно соврать про абстрактное увеличение безопасности.
Но если честно, на сайте ГИБДД все еще хуже. Казалось бы :)
Четыре разных раздела с данными, жуткие тормоза интерфейса, непонятные аббревиатуры (АППГ это что?), отсутствие детальных карт и так далее и тому подобное.
Работа с сайтом требует невероятных усилий и самообладания. Ну а уровень аналитических инструментов представлен лишь сравнением двух периодов и фильтром.
Как и ЦОДД, этот сайт как бы намекает нам: анализ причин и системные выводы - это не к нам.
Мировой опыт
Может быть я зря критикую? И на самом деле, так норм. Увы. Эта статья началась с того, что я смотрел статистику по ДТП на примерах американских городов, реализующих Vizion Zero. И вот это действительно инструмент, который может помочь снизить смертность.
Нью-Йорк
У города самая функциональная и самая впечатляющая внешне карта ДТП
Отличный дизайн помогает воспользоваться широченным функционалом:
- несколько десятков фильтров по самым разным выборкам
- общая сводка по выбранным данным
- базовый сравнительный анализ
- возможность тут же поделиться выборкой в соцсетях и так далее
Отдельно идет удобный сайт с возможность скачать сами данные и построить свою визуализацию. Это аналог московского data.mos.ru, но набор данных шире, а инструменты удобнее. Кстати открытых данных по ДТП, а так же светофорам или зебрам на московском портале так и не появилось.
Денвер
В Денвере есть полноценный сайт о программе снижения смертности с детальными картами нескольких видов: https://arcg.is/11Ciyr
Тут же представлено описание программы и основные выводы и цели.
Сиэтл
У города не только очень крутая карта. Но и полноценный дешборд с информацией по тому, как выполняются цели программы в реальном времени.
- фильтр по годам (данные есть аж с 2004 года)
- фильтр по типу происшествия
- поиск и детальная информация по каждому инциденту
Ну и самое главное: куча графиков и показателей, чтобы отслеживать прогресс.
Частные проекты в России
С таким качеством официальных сайтов, логично, что предпринималось немало попыток сделать нормальные карты ДТП в России в частном порядке. К сожалению, почти все из них просуществовали не больше года.
Из текущих, основная это https://dtp-stat.ru/ сделанная в рамках проекта за безопасные переходы на ваши пожертвования до более локальных.
Однако и тут случился тупик: дальнейшее развитие инструментов невозможно без доступа к данным. В отличие от всего мира в России даже ДТП публикуются лишь в 20% случаев - если были пострадавшие. Добавьте к этому отсутствие данных по переходам, светофорам и любых других, которые было бы интересно сопоставить и вы поймете, насколько сильно мы отстаем от коллег.
Без публикации качественных и полных наборов данных со стороны государства речи о полноценном анализе ДТП и безопасности не может быть и речи.