Найти тему
HR Tech разумный

Как меняются школы для детей и компании для взрослых

Женское начало, или жизненное начало, открывает нам дороги в будущее. С одной стороны, оно оберегает настоящее, а с другой, провоцирует на покорение будущего. Сильное, однако, начало. Поэтому сегодня говорим о связи настоящего и будущего через связь образования в юности и проявления приобретенных устоев и навыков в реальной жизни.

Конечно, вы понимаете, что школа — это то, что отражается на нас потом во взрослой жизни. И вы понимаете, что школу в том образе, в котором мы видим ее и сегодня, придумали в эпоху промышленной революции. Когда возникало массовое производство, требовалась груда одинаково и строго обученных человеческих ресурсов: инженеров, специалистов, рабочих, врачей, ученых, педагогов. Стройные ряды компетентных рук, как ряды школьных парт, должны были включаться в конвейеры, смены, в четкое время, в четком месте. Предприятия были первичны, школы создавались под них.

Однако сегодня организации испытывают внутреннее и внешнее давление к изменениям: технологии, рынок, люди, новые поколения начинают требовать перемен.

Но мы же, пропитанные вековыми традициями, ввиду временнОй задержки между школьными годами и взрослой жизнью, склонны строить и выбирать организации, где мы делаем ровно так, как в школе, которая — наследие прошлого. Посмотрите же: правила трудового распорядка — это по сути, школьные расписания, организационная иерархия, предполагающая отделы, — классы и параллели, традиционные офисы — классные комнаты, руководители — учителя, которых мы должны были слушаться, должностные инструкции или круг обязанностей — учебная программа, или список домашних заданий, оценка по компетенциям и премирование — оценки в школьном журнале и порицания/похвалы от старших, и т.д.

Вдумайтесь, точно ли сегодня должно быть так?

А как, спросите вы? Некоторые имеют четкое убеждение, что все должно быть в узде, четкой и понятной схеме, иерархии. Конечно, так проще управлять и выпускать единицы продукции. Но сегодня те организации, которые выбирают инновационный путь и разрушают шаблоны, показывают более высокие результаты, более привлекательный бренд, предоставляют больше счастья сотрудникам. Сегодня можно осуществлять прорывные эксперименты, потому что рутина перекладывается на машины, на информационные системы и технологии. Сегодня нам доступно большое количество подбираемой информации, за которой теперь не надо стоять в очередь в кабинет и тратить время на поиск. Сегодня можно не бояться и строить организации иным образом, потому что мир и действия каждого становятся настолько прозрачными и видимыми для многих, что поступать адекватно социальной среде становится привычкой, потому что распределение и выбор задач становится почти элементарным действием. Для чего в этих условиях нам нужны режимные сообщества, будь то традиционные цеха или школы?

Сегодня многие школы решаются на изменения, ведущие к свободно-творческо-счастливому будущему, что является вызовом Обществу сегодня. И есть тому примеры, даже в небольших частных школах, которой, например, является CleverIS, в которой не стараются поступать в угоду промышленной революции.

Давайте заодно проведем параллели между школой и организацией взрослых людей:

🔹В школе нет звонков, начало и окончание занятий гибкое, связано больше с целостностью темы/задачи, нежели с отрезком времени. В организациях это гибкие графики: не календарный день, а позадачный подход.

🔹В школе смешиваются возраста, старшие помогают младшим — в компаниях смешиваются отделы и группы для работы над задачами: ликвидируются барьеры, более компетентные берут на себя задачи и натаскивают младших

🔹В школе роль учителя превращается в тьютора: учитель не командующий светоч, а “часовщик”, если употреблять слова Джима Коллинза (“Построенные навечно”), который лишь обеспечивает ход часам. В организациях руководитель также превращается в коуча, иерархия упрощается

🔹В школе сегодня ученики могут осваивать материал на базе персонально подобранного контента на базе лучших мировых знаний. В компании сотрудники также могут обладать большим доступом к информации, и даже с помощью компьютеров обрабатывать миллиарды страниц информации в секунды времени.

🔹В школах мы применяем индивидуальные траектории с подобранным контентом вместо четких единых расписаний для всех, ученики могут сами определяют путь обучения. При этом это не означает вседозволенность, имеются ясные представления о достигаемых результатах, каждый ведет свой журнал, записывает туда результаты своей работы. В компании у сотрудников это самостоятельная организация и использование времени, перемежающаяся с познанием/обучением

🔹В школе мы часто практикуем на целый день постановку "Большого Захватывающего Вопроса", на который нужно найти и представить ответ. В компании это большая мохнатая (по Джиму Коллинзу) амбициозная цель, которая воодушевляет и провоцирует драйв сотрудников.

🔹В обучении в школе все больше переходим к индивидуальным и коллективным проектам для решения задач из реальной жизни, придавая осмысленность и пользу. В компании таким методом может быть практика решения вопросов здесь и сейчас, без теоретизирования и бюрократического обложения бумагами и подписями, в соответствии с конечным смыслом и пользой.

🔹В школе вместо оценок мы используем подход Learning Records как описание стремлений и особенностей ученка. Для сотрудников это непрерывная обратная связь по результатам работы.

🔹В школе мы стараемся выражать друг другу благодарность, обсуждать и понимать возникающие эмоции. В компании для сотрудников это обратная связь, поддержка, эмпатия.

🔹В школе еженедельно дети открыто говорят что нравится, что не нравится, и как можно изменить то, что не нравится. В компании это принципы открытого пространства, инициативность и взятие на себя ответственности за решение выбранных задач.

🔹и многое другое.

Если мы начнем изменения со школ, нам гораздо легче будет в сообществах, организациях, где мы пребываем уже взрослыми людьми. Технологии + эмоционально-креативный разум человека сегодня нам позволяют это делать, не надо только душить это в нас. Женский оберег и манящий взгляд на свершения всегда с нами.

= = = = =

[ "HR Tech разумный" в Telegram ]

[ Задать автору вопрос на Facebook ]

[ Посмотреть кейсы применения HR Tech на практике ]