Найти в Дзене
Rembaud

«Iskusstvo» как бэкграунд и немного эзотерики

Копаясь в жиже современного искусства, я, по обыкновению, стал разбирать его на атомы и обнаружил одно интересное свойство. Искусство может прикинуться фоном и уйти в метафизическое пространство осознания. Я часто писал словосочетание "в контексте искусства", не задумываясь о его семантике. Обратимся к словарю: "...(лат. contextus сплетение, соединение) (филол.). Связное словесное целое по отношению к входящему в него определенному слову или фразе. Надо взять фразу в контексте, и тогда она станет понятной...". Искусство превратилось в площадку для действий, оно настолько плотно вплелось в нашу жизнь, что обзавелось новыми толкованиями. 

Устав от элитарности, общество стало превозносить искусство бытия, то бишь вещи и явления, происходящие с человеком каждый день. Это могут быть стихи андеграундных поэтов или картины андеграундных художников, песни советских групп 70-80-х годов. Недавний пример – «Проект ШХД: Зима» (текст на канале). Он погружает человека в атмосферу безнадежности, создавая искусство на обломках уставшего сознания с помощью полигонов и пикселей. Сегодня искусство переживает период, когда усталость от элитного постепенно сходит на нет, а люди начинают разочаровываться в романтике квартир на окраинах, эстетике старой газовой плиты и величии модерн токинг. В связи с новым осмыслением себя, общество нуждается в поддержке, им нужен фон, оборачиваясь на который можно было бы сказать: "нет, ну неплохо же". Этим фоном и стало искусство, оно мастерски переквалифицировалось в инструмент познания нового времени, в деталь общего плана. 

Возможно, оно не столько становится бэкграундом, сколько уходит на второй план в сравнение с чем-то более значимым. На минуту погрузимся в эзотерику и представим космическое нечто , которое своим величием оттесняет всё искусство в его абстрактном понимании. И чтобы понимать величие этого нечто, формируется контекст, который – в данном дискурсе – представляет искусство. Однако, со временем, эта непостижимая космическая единица тоже может стать искусством, коим, например, стало кино с развитием технологий. Сейчас я проиллюстрировал процесс миграции космических тел из статуса "нечто" в ранг "контекст искусства". Но это эзотерическое болото может запросто затянуть своими бессмысленными рассуждениями, поэтому от дел космических перейдем к земным. 

-2

Мы можем осмысливать объективную реальность посредством искусства, можем рассуждать об этой реальности, порицать её или восхвалять. И здесь человек ступает на поле неизведанного многообразия. Он заходит в оружейную комнату, где находятся сотни и тысячи когда-либо созданных человеком агрегатов и, вооружившись дубиной правосудия, идёт осмыслять бытие. Получается, что человек использует искусство как инструмент. Оно становится вторым действующим лицом, которое, несомненно, тоже принимает активное участие в деятельности, но непременно меркнет в тени главного персонажа. Оно становится фоном – бэкграундом. Собственно, с чего мы и начали. Это одна из миллиарда функций искусства, которая помогает человеку осмыслять реальность. Можно использовать много методов, начиная с иррационального метода познания и заканчивая эмпирическим, но искусство – это одна из форм. Я не говорю об и-ве только в одном ключе, но предполагаю множество его трактовок. 

Закончим фестиваль схоластики на этом месте, ибо написать чего-то более-менее осмысленного вряд ли получится. Формулировка "искусство как..." – это всегда хаотичный поток мыслей, который иногда подкрепляется парой-тройкой неуверенных аргументов, но всегда имеет право на существование. Ведь обсуждение культуры – это один из главных локомотивов её развития. Критика – это тоже форма искусства, которая двигает её наряду с музыкой, литературой, архитектурой и кино. А раз мы тут занимаемся интеллектуальной деятельностью, то надо делать это с холодной головой, горячим сердцем и чистыми штанами. Аминь. 

____________________

Рафинированный эстет в Telegram