Он был самым мощным линкором в истории флота, о чем американцы, для борьбы с которыми этот корабль в первую очередь строился, узнали уже после того, как это перестало быть важным. Только на линкоре «Ямато» в качестве главного калибра использовались орудия 460 мм. Они имел самое большое водоизмещение и самую толстую броню, хоть ей и были прикрыты только самые основные узлы.
Но так получилось, что все это не пригодилось. Генералы и адмиралы, как обычно, готовились к прошлой войне. То есть ждали генерального сражения флотов. А оно во Второй Мировой войне так и не наступило. Устроить американцам Цусиму, как это получилось с русскими в 1905 году, японцы так и не смогли. Был шанс во время битвы в заливе Лейте здорово потрепать американцев. «Ямато» даже вышел на вполне ударную позицию и мог здорово вломить эскортным авианосцам. Но не сложилось.
И вот 1 апреля 1945 года начинается американский десант на Окинаве. На острове обороняется сильный гарнизон, местность – тропическая, так что технику американцам использовать тяжело, а без нее они воевать не очень любят и умеют. Но, несмотря на все сложности американского десанта, падение Окинавы является всего лишь вопросом времени. Рано или поздно остров будет захвачен. А это хоть и не совсем, но уже Япония.
И тогда японское командование принимает решение устроить показательное харакири. «Ямато» бросают в самоубийственную атаку. Шансов у линкора никаких. Прикрытия с воздуха у корабля нет, у Японии почти нет авиации.
Линкору ставится задача прорваться к Окинаве в условиях, когда американцы полностью доминируют в воздухе и на море. Смысла в прорыве никакого нет. Если он получится, линкор должен выброситься на мель и поддерживать огнем орудий гарнизон острова. А экипаж должен присоединиться к гарнизону острова. По сути, из «Ямато» делают большого камикадзе с экипажем в три тысячи человек. Это поход в одну сторону - торжественная жертва и все это прекрасно понимают, когда 6 апреля 1945 года линкор отправляется в свой последний поход.
Про то, что они идут погибать, знали все члены экипажа, в том числе и командующий японским флотом Ито, принявший решение погибнуть вместе с линкором и тоже отправившийся в этот поход.
Про то, что все всё прекрасно понимали говорит уже то, что топлива было взято ровно столько, чтобы дойти до Окинавы. На дорогу назад топливо просто не взяли, понимая, что ее не будет.
Американцы обнаружили японские корабли 7 апреля и сразу бросили на их уничтожение армаду самолетов. Для начала «избиением младенцев», а это было именно оно, хотя в качестве «младенца» и выступал самый мощный корабль японского флота, занялась первая волна из 227 самолетов. У «Ямато» была не очень сильная зенитная артиллерия и противопоставить что-то такой армаде торпедоносцев и пикировщиков она не могла.
Потом на японское соединение обрушилась вторая волна из 57 самолетов. Дальше третья – 110 самолетов, довершившие разгром.
Все закончилось через час боя. «Ямато» оказался на самом деле крепким орешком и в реальном боевом столкновении с другими кораблями он мог бы наделать много дел. Но наступили другие времена, в котором не было места железным исполинам с большими пушками.
В линкор попали 10 торпед и 13 авиабомб. Только после этого огромный корабль потерял управляемость и стал крениться на бок. Но он еще оставался на плаву через час после завершения последней атаки, пока огонь не добрался до пороховых погребов.
Грохнул один из мощнейших взрывов доатомной эпохи. Столб огня и дыма поднялся на несколько километров и был заметен за сотни километров от места последнего боя «Ямато». Спаслось 269 человек, которых подобрали другие японские корабли. Кроме «Ямато» американцы потопили 4 эсминца и крейсер. Потери американцев составили 10 самолетов. Фактически атака закончилась полным разгромом при том, что американцы не получили сколько нибудь существенного урона.
На этом век линкоров закончился окончательно. Он закончился на самом деле намного ранее, в самом начале Второй Мировой войны, когда выяснилось, что линкоры почти совершенно беззащитны перед атакующими с неба самолетами. Мощнейший корабль в истории так и не смог проявить себя, став с одной стороны примером несгибаемого духа команды и решимости пожертвовать собой, а с другой – показательным примером того, как можно бессмысленно истратить колоссальные средства.