Работа на удаленке покрыта таким количеством мифов, что непосвященному человеку кажется манной небесной - ни тебе пресловутого "с 9 до 6", ни злого начальника, голову которого каждую минуту населяют новые вводные. Хочешь - ходи на маникюр в рабочее время, хочешь - езжай в Таиланд, никто даже и не заметит.
Однако же, в последнее время удаленная работа перестает быть трендом - и ее место все прочнее занимает работа на гибком графике. Почему? Попробую разобраться на собственном опыте.
Полтора года назад я пришла заниматься PR на экоферму "Кукшульские теплицы" - крупное и очень современное предприятие, аналогов которому в Оренбургской области просто нет.
Функции и полномочия.
Мне повезло с руководителем. Мы как-то сразу хорошо поладили. Один раз в неделю я приезжала к шефу на планерку - мы составляли план, нарезали задачи, креативили, и у нас классно получалось. И вот на этом этапе произошла первая ошибка. Я приезжала К ШЕФУ, работала в его кабинете, коллективу меня не представляли, предприятие жило своей жизнью, PR - своей, и всех это устраивало.
Прошел год. Задач у меня становилось все больше - и они уже не укладывались в рамки стандартных "придумать - написать - согласовать". Мы начали вести активную работу с коллективом - собрания, мотивации, праздники - часть которой была возложена на меня. Человека, которого коллективу так и не представили. На мой вопрос, как же мне руководить людьми, которые не то, что мне не подчиняются, а вообще не понимают, кто я и какие задачи решаю в компании, ответ был один - "не может быть, чтобы вы не нашли с ними общий язык". Общий язык я, конечно, нашла. Выучила и людей, и расположение кабинетов, и должности, и функционал каждого. Но подтверждать свой авторитет и легитимность полномочий мне приходится до сих пор.
Поэтому совет №1 - внедряйтесь в команду сразу. Не думайте, что если вы IT - вам никогда не понадобится общаться с людьми. Попросите топа представить вас коллективу, другим руководителям, объяснить, кто вы и зачем вы здесь.
Рабочее место.
Мне его предлагали, и не один раз, и довольно настойчиво - но я всегда отказывалась. Спустя полтора года я хорошо понимаю, что сделала ошибку. Сотрудник без рабочего места болтается по конторе как перекати поле. Ему негде повесить вещи, оставить сменную обувь, неоткуда отправить мейл, принять посетителей и попить кофе. Это абсолютно неправильно и недопустимо.
Поэтому совет №2 - просите собственное рабочее место, даже если вы думаете, что не будете за ним работать.
Обратная связь.
Фидбек - это боль современного персонала, и от нее страдают лучшие работники по всему миру. Чтобы понять, что ты делаешь что-то так или не так - обратная связь нужна, черт возьми, и точка. Прочитала недавно у Иры Шишкиной, экспрета по сексуальному интеллекту - "как часто вы даете обратную связь в сексе? Вот и в работе то же самое". Но дело так не пойдет. О работе надо говорить - и надо говорить обязательно. Но если у топа в подчинении 200 человек, которые каждый день мелькают перед глазами - и один, которого он вообще не видит, совершенно очевидно, что обратной связью вы будете обделены. И рано или поздно неизбежно погаснете.
Поэтому совет №3 - всегда требуйте полного долива пива и обратную связь. Подсовывайте своему топу статьи, которые объясняют, почему фидбек это важно, и как его давать. Не отставайте и возьмите за правило. Будет легче.
Незнание положения дел.
Внятно рассказывать о компании, не понимая, что в ней происходит, невозможно. Кто бы что ни говорил. Крупные бренды не зря отказываются от SMM-агентств, отдавая предпочтение студентам, которых можно нанять в штат. Рассказать о чем-то можно только когда ты внутри. Иначе получится нечестно и неактуально. Со временем, незнание того, что происходит в моменте, неучастие в жизни и событиях компании начнет раздражать. Когда все в курсе, а ты один за бортом - чувствуешь себя подростком, которому объявили бойкот. Не лучшее состояние для эффективной работы.
А,значит, совет №4 - участвуйте в жизни проекта и настаивайте на том, чтобы вас в нее вовлекали. Быть снаружи быстро надоест.
Постановка задач.
Люди, работащие на аутсорсе, часто выпущены в свободное плавание. Топам не до них, коллектив их не знает, бухгалтерия забывает при выдаче зарплаты, а ставить задачи то и дело приходится самому себе. А если ты, например, арт-директор ресторана - руководство может даже и не знать, как это делать, заменяя реальные задачи размытым требованием заполнить все столы.
Совет 5 - намечайте задачи вместе с топом. Прописывайте план работы - со сроками и KPI. Все участники процесса должны понимать правила игры. Вы должны знать, за что с вас могут спросить, шеф - как оценить вашу эффективность.
Итак:
наладить взаимодействие;
не теряться из виду;
вовлечься в жизнь команды;
четко понимать задачи;
оставлять сменную обувь в своем шкафу -
и ваша работа на аутсорсе будет приносить вам не только деньги, но и настоящее удовольствие!