Уже только ленивый не хайпил на рассуждения почему Ford ушел из России и какие причины послужили его уходу. Кто только не обсуждал достоинства и недостатки Focus, но лишь немногие готовы рассмотреть ситуацию в другом свете.
Нет, я не буду рассказывать вам, что "поделом им, пиндосам, так им и надо" - хотя акцент на том, что это уже второй американский производитель, который ушел из России. Стоит обратить внимание, что классический американский автопром (я имею в виду с ДВС) действительно терпит крах по всему миру, и на домашнем рынке в том числе. А вы знали, что Tesla выпускается на бывшем заводе General Motors, которые те продали из-за убытков?
Но сейчас не об этом. Что же хорошего для нас в том, что крупная иностранная корпорация сворачивает свой бизнес в России и Европе, а люди теряют рабочие места?
Сделаю небольшое отступление - я сам бывший сотрудник Форд только ушел оттуда несколько раньше, чем это все произошло.
1. О Поставщиках.
У каждого автозавода существует определенное количество поставщиков автокомпонентов. Выход на поставку на завод заключается в процедуре PPAP (Production Part Approval Process), которая в свою часть содержит в себе такой документ, как планирование производственных мощностей. Так вот, процедура подразумевает резервирование мощностей своего предприятия под возможный производственный план автозавода. Но автозавод не гарантирует вам выкуп заявленного количества деталей! Получается, что поставщик "заморозил" свою линию, в надежде, что на автозаводе вырастет производство и они будут заказывать больше деталей. Но этого не происходило уже несколько лет! Более того несколько поставщиков ради Форда открыли свои производственные площадки только для форда(например Magna), но форд снижал и снижал производственный план в итоге загоняя их в убытки! Кроме того, было закуплено оборудование, потрачено огромное количество человеко-часов на поддержание этих смешных партий поставки. Банально потрачено время без результата. В это время поставщики могли бы сконцентрироваться на других производителях.
Поставщики перестали нести убытки, "замораживать производство" и нацелились на более успешных производителей - и это хорошо.
2. О Конкурентах.
Свято место пусто не бывает. То количество машин, которые продавал форд теперь продаст кто-то из конкурентов, "вакуума", нехватки машин на рынке не произойдет. Уж наверняка корейцы, альянс рено-ниссан-автоваз открыли бутылочку шампанского в этот день. А значит у более сильных компаний стабилизировалась ситуация с заказами и планированием производства - но Форд ушел один, а "хорошо" стало сразу нескольким автопроизводителям.
Но, конкуренция на этом рынке не прекратилась. Более, того, как показала практика форду не помогли даже госзаказы в полицию и другие структуры, при этом другим даже не нужна помощь властей. А значит конкуренция в России - стала честнее, да и государству теперь не приходится дотировать убыточные компании - и это хорошо.
3. Об автопроме.
В целом уход форда для российского автопрома - это тоже хорошо. Во первых на рынке существует очень серьезный избыток мощностей (как минимум вдвое, а то и в 3 раза больше, чем сейчас нужно) Не у всех конечно, корейцы на одном из своих заводов уже почти на пределе. Как и автоваз в ижевске. Но остается еще куча автозаводов с немалым недозагрузом по мощностям, и уход форда несколько компенсирует этот избыток, а избыточные мощности это всегда убытки и плохо. Кроме того, сфера получила сотни инженеров хорошей квалификации, в том числе российские производители компонентов и автомобилей. В целом насыщение поставщиков квалифицированными кадрами положительно отразится на качестве автомобилей - и это хорошо.
4. О рабочих.
Удивлюсь, если кто-то дочитал до этого места.
Да, действительно, на трёх существующих заводах (Набережные Челны, Всеволожск и завод двигателей в ОЭЗ Алабуга) было около 2х тысяч рабочих мест. И да условия труда на этих заводах далеко не те условия труда, которые существуют на Российских предприятиях.
Однако - Форд неплохо вкладывался в обучение персонала. Существовала специальная программа регулярного повышения заработной платы, обязательной частью выполнения которой было прохождение обучения. Все рабочие и инженеры постоянно проходили те или иные тренинги и обучения, после закрытия завода они легко находят себе работу на других предприятиях - там они желанные кадры. Это не просто разогнали народ в чистое поле - на них уже претендуют несколько компаний, как и из сферы автопрома (Камаз, АвтоВаз, УАЗ) так и из других сфер, например из Haier (производство бытовой техники). И мне поступало предложение из международной компании вообще не связанной с автопромом - объяснили так "Проще вас переобучить на нашу специфику, чем учить с 0 кадров с российских предприятий"
Большинство моих коллег ушло на другие предприятия на зарплату выше, чем они имели на форде. Некоторые ушли в должности выше. Персонал с форда не останется без работы, многие уже даже улучшили свое финансовое положение, да и уход из компании где началась тотальная экономия, депрессивные настроения масс - это хорошо. Кроме того, они еще и получат от 5 окладов (более высоких, чем в среднем по региону) до 12.
Больше всего, конечно достанется топ менеджменту - найти работу на тех же условиях для них куда сложнее, чем простым инженерам. Однако и суммы "золотых парашютов" - в стоимость квартиры в регионах.