Чтобы научиться рисовать, недостаточно просто мазать краской по холсту. Нужно понимать, какие изобразительные приемы позволяют добиться желанного результата. Наверное, можно освоить их и самостоятельно, но гораздо проще это сделать с преподавателем, который дает своевременную обратную связь.
Обратная связь – это важнейшее свойство любой живой системы; один из главных механизмов, благодаря которому мы можем достигать намеченных целей. Обратная связь дает нам возможность понять степень расхождения между нашими действиями и полученным результатом, позволяя скорректировать и улучшить эти действия.
6 рекомендаций для тех, кто дает обратную связь
1. Перед тем, как начать высказывать свое мнение о словах/поступках/идеях другого человека, задайте себе вопрос, насколько это вообще уместно в данной ситуации. Готов ли собеседник услышать и правильно воспринять ваши слова? Или он не в том состоянии? Не разрушит ли неуместная обратная связь текущую деятельность/коммуникацию?
2. Проверьте свои намерения (интенцию). Прислушайтесь к себе (честно!): вы хотите высказаться ради себя любимого, потому что «накипело» или для того, чтобы действительно помочь этому человеку? Насколько хорошо вы знаете/понимаете своего собеседника, чтобы быть уверенным в том, что ваша обратная связь будет для него ценна и полезна?
3. Поинтересуйтесь у собеседника, нужна ли ему обратная связь от вас? Будет ли ему интересно здесь и теперь выслушать ваше мнение/оценку? Заранее предупредите (кратко «анонсируйте») о том, что хотите сказать, особенно в случае критики. Еще раз уточните, готов ли собеседник воспринимать такую не особенно приятную обратную связь прямо сейчас, или лучше отложить на более безопасное время.
4. Учитесь давать объективную обратную связь. Объективно – значит описывая чужие действия, поступки и их результаты «как есть», без попыток эмоционально оценить их или найти в них какой-то особый глубокий смысл.
Представьте, что вы зеркало или видеокамера, которые просто показывают человеку его самого со стороны. Люди очень многого не замечают и не осознают в своем поведении. Обратная связь в формате «объективной картинки со стороны» не провоцирует лишних обид, зато позволяет лучше понять себя.
5. Обратная связь должна быть персонализированной. Вы не можете залезть в голову другого человека и точно узнать, почему он действовал именно так, а не иначе. Тем не менее, когда мы даем кому-то обратную связь, нам так и хочется проинтерпретировать его действия, приписывая им какие-то мотивы, эмоции, умысел и т. п. «Ты разозлился, поэтому сделал…», «Ты хотел добиться чего-то, поэтому почувствовал…» Люди активно сопротивляются нашей обратной связи именно потому, что в ней слишком много отсебятины.
Лучшая стратегия: не пытаться «прочитать мысли» другого человека, а в обратной связи говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица. В психологии это называется «Я-сообщение».
Не фантазируйте о том, что чувствовал собеседник, а в обратной связи сообщайте ему, что почувствовали вы сами, слушая его рассказ или наблюдая за ним. Даже если вы пытаетесь «копать глубоко» и интерпретировать ситуацию, все равно продолжайте говорить о себе: «Я бы в такой ситуации сделал/почувствовал/захотел… Но это всего лишь мое мнение, я могу и ошибаться».
6. В учебниках по менеджменту часто встречается рекомендация, что соотношение похвалы и критики (положительной и отрицательной обратной связи) должно быть 3:1. Если это соотношение будет выдержано, сотрудники будут достаточно мотивированы, лояльны, а руководитель сможет сохранить с ними хорошие отношения.
Известный семейный психотерапевт Джон Готтман считает, что если соотношение похвалы и критики в семье меньше, чем 5:1, то риск разрыва отношений в данной семье крайне велик. В одном из исследований, где изучали условия семейной коммуникации, пришли к выводу, что для эмоционального благополучия и счастья ребенка-дошкольника похвалы и критика со стороны родителей должны соотноситься в пропорции 7:1.
Прокомментировать эти цифры можно так: не тратьте время и нервы (свои и чужие) на критику и негативную обратную связь! Позитивная обратная связь намного эффективнее меняет поведение. Надо лишь избирательно хвалить/поощрять те виды и способы поведения, которые (как нам кажется) будут полезны для другого человека. И разумеется, чем чаще и разнообразнее мы используем позитивную обратную связь, тем она эффективнее.
Автор: Сергей Калинин, психолог, бизнес-тренер, бизнес-консультант