Найти тему
Заполярные Заметки

Азарт не лучший спутник рыбака

Дело было на реке Яктали, среди дикой тайги и столовых гор плато Путорана, одного из самых красивых и недоступных уголков нашей страны. Двигаясь вверх по реке, мы пробирались через тальниковые джунгли, в надежде дойти до притока Нерал, чтобы своими глазами посмотреть на имеющийся там, довольно известный водопад. Передвижение давалось тяжело — заросли тальника, через которые приходилось рубиться топорами (привет джунглям Амазонии ), в компании с гнусом и непростым рельефом, к вечеру выматывали до изнеможения.

Тальниковые джунгли — одна из визитных карточек плато Путорана. Пробираться приходится с топором в руках.Фото Александр Князев
Тальниковые джунгли — одна из визитных карточек плато Путорана. Пробираться приходится с топором в руках.Фото Александр Князев

Река Яктали — заповедные, безлюдные места. Фотографий тех мест у меня не сохранилось... Фото Александр Князев
Река Яктали — заповедные, безлюдные места. Фотографий тех мест у меня не сохранилось... Фото Александр Князев

На одном из безымянных притоков Яктали решили сделать дневку и передохнуть, попутно осмотрев верховья речушки на предмет водопадов. Поднявшись вверх по течению, буквально через полкилометра уткнулись в первый водопад, поднялись выше и увидели живописное местечко — небольшое озерцо под водопадом, с отличной площадкой для лагеря. Расположившись, побродили по окрестностям, а после позднего ужина, решили спуститься к Яктали, порыбачить.

Путоранский хариус  — крупный, один к одному. Фото Андрей Подкорытов
Путоранский хариус — крупный, один к одному. Фото Андрей Подкорытов

К реке вышли уже после полуночи, но в этих широтах летом солнце не садится за горизонт — на улице светло как днем. Выбрали местечко на реке, начали закидывать снасти на хариуса — мушки из волос собственного изготовления. Сначала ничего не ловилось, потом вытащили 1-2 хариусов. Часов до 2-х ночи так и мыкались — полпритопа-полприхлопа, а вот после, как будто кто-то повернул выключатель — при каждом забрасывании, как только снасть касалась воды, на нее тут же набрасывался хариус. Улов начал стремительно расти, а азарт, охвативший каждого из нас, не давал времени на размышления. После снятия очередного хариуса с крючка, я увидел, что количество пойманной рыбы уже слишком велико — нашей компании придется изрядно постараться, чтобы всю ее съесть, но остальные рыбаки похоже этого не замечали, и продолжали дергать хариусов с азартным блеском в глазах. Попытавшись остановить рыбаков (безрезультатно) и прикинув последствия такой бесконтрольной рыбалки, я решил отойти ко сну, пока дело не дошло до чистки рыбы — пусть ее чистят те, кто потерял разум при ловле. Пока добрался до лагеря, забрался в палатку и улегся, время подошло к 4 утра.

Вдали видна полоска воды — это стрелка рек Курейка и Яктали. Фото Александр Князев
Вдали видна полоска воды — это стрелка рек Курейка и Яктали. Фото Александр Князев

Только я уснул, окунувшись в царство Морфея, вернулись рыбаки — после 4 часов клев как отрезало. Весь улов за раз они притащить не смогли, поэтому часть отправилась на берег за остатками, а оставшиеся сели чистить рыбу. Но улов вышел столь значительным, что они перебудили весь лагерь себе в подмогу. Стоит ли говорить, что и мне пришлось продирать глаза и браться за нож, встречая утро среди рыбьих потрохов, вместо теплого уютного спальника.

Со спичечным коробком для масштаба. Фото Андрей Подкорытов
Со спичечным коробком для масштаба. Фото Андрей Подкорытов

К счастью, за 2 дня мы смогли победить пойманных хариусов, без остановки хомяча рыбные деликатесы на завтрак, обед и ужин — на первое ведро ухи, на второе сагудай и хариус в масле, на десерт — запеченные хариуса. Все, кто не участвовал в рыбалке, без остановки кляли азарт рыбаков, со вздохом доливая из котла очередную порцию ухи на добавку.

Каньон одного из безымянных притоков Яктали. Фото Андрей Подкорытов
Каньон одного из безымянных притоков Яктали. Фото Андрей Подкорытов

Благодаря этой рыбалке, я понял простую, казалось бы, истину — любому таежному промыслу, будь-то для себя или на продажу, должны сопутствовать трезвый расчет и холодное сердце — только так можно взять ровно столько, сколько способен освоить, не нанося вред природе своим неконтролируемым азартом и не убивая ее созданий без необходимости.

Друзья! Природа — это не захваченный город, подлежащий разграблению, это наш дом, от бережного отношения к которому зависят не только наше здоровье и достаток, но и будущее наших детей! Спасибо всем дочитавшим, ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь!