Автор: Вадим А.
Дорогие читатели, перед тем как вы начнете читать мои статьи, предлагаю познакомиться. Как писал Марк Леви в своём романе «Следующий раз»: «Удачное знакомство – это правильные люди в подходящий момент». Надеюсь, что я стану для вас «правильным человеком» и мои статьи будут полезны. Меня зовут Вадим А., и писать я буду о медицине доступным языком. Первая публикация - ознакомительная: я расскажу о себе, о том, как я пришел в медицину и о работе в медицинских учреждениях.
Врачом можно стать по псевдопризванию, когда ты должен быть врачом, потому что в семье у тебя все врачи и нельзя иначе. Честно, в медицинском университете обучается много студентов из врачебных семей и даже династий. А можно по чьему-либо совету, когда ты не в силах принять самостоятельное решение. К моему сожалению, таких студентов хватает. Когда выясняю, почему они решили связать свою жизнь со столь непростым ремеслом, то они ссылаются на решение родителей. На моей памяти уже трое студентов отчислились. Они осознали, что это не дело их жизни. А есть отдельная категория, так скажем «пришельцев», которых однажды осенило, и они связали свою жизнь с медициной. Я как раз из этой категории.
Медицина – дело жизни. С таким девизом я поступил в мед. Обучаюсь на педиатрическом факультете одного из ВУЗов Дальнего Востока и работу врача никогда не рассматривал в качестве своей профессии. Конечно, до определенного момента.
В далёком августе мне «стукнуло» четырнадцать и, естественно, я почувствовал себя взрослым, ведь на днях нужно получать паспорт. А гражданин – человек сознательный. И ощущая свою «сознательность» на тот момент, начал перебирать варианты на тему «кем мне стать».
До 8 класса я учился в школе с уклоном на изучение английского языка и меня, как ни странно, всегда привлекала профессия переводчика. Летним уютным вечером я устроился поудобнее и начал перебирать варианты профессий в поиске ответа на свой вопрос. Самые различные специальности привлекали мое внимание, начиная от пилота гражданской авиации, заканчивая ветеринарным врачом, и среди них отпадали все, кроме профессии врача, так как где-то нужна была, непосильная мне, усидчивость, где-то любовь к математике, а в некоторых и вовсе стопроцентное здоровье.
Врачебное дело заинтересовало меня не на шутку, и я приступил к изучению врачебных специальностей. Отступив от темы, скажу, что человек я энергичный, совсем уж непоседа. И мне показалась интересной работа врача анестезиолога-реаниматолога. Тогда я стал разбираться в этой специальности: реаниматолог – тот врач, который непосредственно стоит между жизнью и смертью пациента. И при изучении специальностей, в первую очередь, я педалировал тот факт, что не могу усидеть на месте. Экстренные ситуации мне по душе. Уверенно могу заявить, что мне нравится в них попадать. Но как оказалось, насчет специальности я передумаю еще много раз, а то, что я должен стать врачом – факт, который не выходил из моей головы.
Я решил действовать, и для начала нужно было менять направление с иностранных языков на естественные науки. Изучая учебные заведения города, я был приятно удивлён. При медицинском Вузе функционировал лицей. В нём углубленно изучалась химия, биология. Мне следовало обговорить вопрос о поступлении с родителями. Когда меня спросили о стоимости обучения, я неловко сказал, что она достаточная для того, чтобы семейный бюджет ощутил это на себе. По тем временам платили около 2000 у.е. за учебный год. Родители меня услышали, а самое главное — верили в меня и в то, что все получится!
Первый опыт работы в медицинской организации я получил в 10 классе. Работал я в одном из травмпунктов города. Я пришел совсем юным парнем на летних каникулах к заведующему отделением. Я просил единственное — дать возможность пройти практику в течение 2 недель. По истечение 2 недель мне предложили остаться, видя мое желание постигать новое и постоянно совершенствоваться.
Устроить меня не могли никем, кроме как уборщиком помещений. Я, естественно, согласился. На тот момент это было лучшее предложение. По трудовому кодексу я должен был работать не более 6 часов в день. Но, конечно, когда ставка порядка 150 часов, это невозможно. К тому же, помимо работы я учился и готовился к экзаменам. Поэтому, мне предложили работать сутками по выходным и с 16 часов вечера до 8 утра по будним дням. Врачи и медицинские сестры обучали меня азам работы в травматологической службе. Сестры учили меня, в основном, десмургии — правильному наложению повязок, в том числе гипсовых и технике выполнения инъекций.
Через неделю-другую, схватывая все на лету, мне это наскучило. Не в плане того, что мне это не интересно, а в плане того, что я этому обучился и у меня все прекрасно получалось, а желание познавать новое меня никогда не покидало. Тогда я отправился к врачам с просьбой обучить меня их навыкам. Как и в любом коллективе, некоторые люди, мягко говоря, были своеобразными, к ним нужно было найти индивидуальный подход. Лучше всего мои отношения сложились с травматологом В.А. Это был мужчина среднего возраста, эмоционально выгоревший от работы врача-травматолога. Всем казалось, что он полон цинизма и совсем не способен на сочувствие, но я в нем увидел что-то настоящее и живое, чего не нашел ни в одном другом докторе.
Бывало и такое, что руководство запрещало мне стоять с ним в смене из-за его подхода к работе и стиля общения. Но я чувствовал протекторат и заботу от этого человека. Можно сказать, что он стал для меня отцом. Некоторые коллеги в шутку называли меня «сынком». В.А. научил меня, студента, который не знал даже основ, клиническому мышлению в травматологии. Этого доктора я называл «человек-рентген» за его способность видеть то, чего не видят остальные. Одним лишь осмотром пациента он мог поставить верный диагноз, ему не нужна была рентгенограмма. Конечно, ее нужно было выполнять, ведь протокол лечения травматологического пациента это предусматривал. С В.А. я научился выполнять ПХО раны (первичную хирургическую обработку, ушивание). Ассистировал ему во время репозиций – «вправлений» переломов. К слову, этот врач всегда прекрасно ставил кость на место, положение костных отломков было превосходным. Также он научил меня вправлять вывихи суставов. В. А. я благодарен как никому другому, он единственный поверил в меня и доверил мне ответственную работу ассистента. Порой, простые случаи он всецело доверял мне, конечно, под его контролем.
У меня случился внутренний конфликт - с точки зрения закона мы были преступниками, но с точки зрения практической, я понимал, что одной теории и наблюдений недостаточно. Нужно пробовать самому. Пока не попробуешь — не поймешь, да и учеба в медицинском на данный момент всячески исключает контакт с пациентом. Весь процесс обучения проходит на манекене, но это абсолютно бесчувственная субстанция. Во время неправильных манипуляций он не закричит и не заплачет. Никаких эмоций, одним словом. Страшно представить, каким будет специалист, который учился на резине, особенно педиатр — детский врач. Находясь на кафедре в больнице, я видел студентов старшекурсников, которые проходили практику и боялись взять ребенка на руки, некоторые не знали попросту как это сделать. И я даже не говорю об осмотре маленького пациента. Не всегда теории достаточно для профессиональной практики, и я в этом уверен. Назревает вопрос: совесть и соблюдение закона или настоящий профессионализм? Ответ мой прост и без угрызений совести я выберу вариант стать настоящим профессионалом, пускай мне придётся переступить через черту закона. Но я никогда не пойду на это, будь у меня недостаточно знаний или, если я не буду достаточно уверен.
Между прочим, вопрос подобного характера встаёт не только перед студентами-медиками, но и перед практикующими врачами. Ситуация такова, что любое заболевание нужно лечить по протоколу. Вообще, я не согласен с данной формулировкой. Врач должен лечить не заболевание, а пациента, комплексно. Но вернемся к протоколу. Его утверждает Минздрав. Не всегда он универсален и доктору нередко приходится его нарушать. В травматологии я отработал около полутора лет. Я научился тому, чего не умеют многие студенты и получил бесценный опыт. Успешно сдал государственные экзамены и поступил в университет на программу высшего образования.
В начале моего обучения на педиатрическом факультете я прекратил работать, потому что не был уверен в том, получится ли у меня совмещать учебу с работой на первом курсе. Я проучился четыре месяца и понял, что учеба дается мне просто и наконец-то трудоустроился. В этот раз я решил сменить поле деятельности и устроился в городскую больницу в операционный блок. Но это, как говорит известный телеведущий, совсем другая история и о ней вы сможете прочитать в следующих статьях. В них я развею мифы, расскажу об операционной жизни и о том, что случается с пациентом после того, как он попадает в царство сна.
Вот и подходит к концу наше приятное знакомство. Надеюсь, вам было интересно прочитать мою первую в жизни статью. Будьте счастливы и здоровы:)
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.