Мы продолжаем знакомить наших читателей с педагогическими идеями Атлетической Ассоциации Цзинъу (рекомендую ознакомиться с начальной статьей, будет понятнее).
Почему мы так много уделяем им внимания?
С создания этой организации началась новая жизнь ушу 1 сентября 1909 г, когда группа молодых реформаторов во главе с Чэнь Гунчжэ, Лу Вэйчаном и Тао Эньбо создали Ассоциацию Цзинъу. По сути это было первое объединение ушуистов в мире.
Именно здесь, руководствуясь Высокой Целью всестороннего развития человека, впервые вместе с ушу стали преподавать этику и философию, что было отражен в символе Ассоциации.
Получив поддержку Сунь Ятсена, свои идеи они распространили по всей стране и в китайских сообществах в ближнем зарубежье. Результат мы пожинаем сейчас: ушу уверенно лидирует в качестве физкультурно-оздоровительной системы. Толпы людей самого разного возраста по утрам занимаются в парках Китая. В наших широтах, увы, об этом можно лишь мечтать!
Другой важной вехой в истории китайских боевых искусств было массовое обучение женщин, что на тот момент было шоком для конфуцианского патриархального общества.
Есть еще одна важная особенность именно Ассоциации, в отличие от других подобных организаций, что потом стали возникать как грибы после дождика: в "Большом словаре ушу" порядка двух десятка словарных статей только по наиболее клубным объединениям.
Следуя вероятно японской идее, которые создавали дзюдо, карате, кэндо как системы физвоспитания молодежи в образовательных учреждениях, не считая зазорным и нетрадиционным использование западных идей и методов. И Цзинъу, а затем и Институт Гошу, активно использует абсолютно новые идеи для общества, в отличие от остальных улиньских объединений, продолжавших уверенно цепляться за прошлые традиции. Но это отдельная история, об этом попробуем разобраться позже.
Кому интересно, вот небольшое видео о прогулке по зданию Ассоциации незадолго до сноса (ушу там нет, увы, и уже давно).
Но вернемся к теме. Это довольно простые и понятные, их можно применять не только для тренировок в ушу. Хотя изначально их придумали применительно к тренировкам формальных комплексов-таолу. Вот эти принципы:
- Расслабление. Этот принцип поясняют так: всё тело должно быть максимально расслаблено, кроме частей тела, непосредственно участвующих в движении; Излишнее напряжение уменьшает эффективность движения.
Здесь своеобразная трактовка термина фансун, мне не совсем понятно, куда исчезло такое понятие как целостность всего тела, порождающее усилие этого собранного в единое тело.
- Укоренение. Этот принцип поясняют так: необходимо делать технику с помощью земли, для чего нужно поддерживать устойчивую связь с землей, что также требует хорошего равновесия.
Понятие укоренения - очень важное в рамках традиционного ушу, его специфичность не сколько в том, чтобы быть устойчивым как скала, но и при этом двигаться стремительным порывом ветра.
- Точность. Этот принцип поясняют так: нужно исполнять каждое движение максимально точно, помнить все мельчайшие тонкости, учитывая требования по таймингу.
Как говорит хорошая пословица: дьявол кроется в мелочах. Про гунфу - ровно тоже самое. Как показывает практика, многие занимающиеся не замечают многих тонких деталей, это понимание приходит на разных этапах практики. Если правильно тренироваться, конечно!
- Характер. Этот принцип поясняют так: необходимо понимать дух движения, его необходимо перенимать, наблюдая за исполнением наставника, учитывая время исполнение, выражение лица, ритм дыхания и мелкие движения.
Есть хорошая поговорка:
Учи не то, что Учитель делает, а как он делает.
Тут прямая отсылка к цитате из "Лунь юя":
Передавать, а не создавать, верить древности и любить ее.
- Намерение. Этот принцип поясняют так: намерение выражается через взгляд, сосредоточенно смотрите на свою цель.
- Визуализация. Этот принцип поясняют так: необходимо "видеть" противника, представлять его движения, против которых вы выполняете свои техники; тренировка одиночных таолу без визуализации противника - пустая трата времени.
- Наблюдение. Этот принцип поясняют так: необходимо непрерывно наблюдать за окружающей обстановкой; несмотря на сосредоточении на том, что вы делаете и на визуализации противника. вы должны постоянно отслеживать то, что происходит вокруг.
Эти три завершающих принципа соотносятся с традиционной тренировкой глаз, точнее - умения видеть, а этот навык тесно связан с намерением, которое должно пронизывать и обосновывать все движения вашего таолу.
Возможно, вам пригодятся эти обобщенные принципы, рекомендованные Ассоциацией Цзинъу для тренировки таолу. Однако надо отметить, что в традиционных стилях есть не менее интересные советы для развития культуры движения. Но об этом - позже.