Найти тему
Ритм Евразии

США отнесли КСИР к террористическим организациям, Иран ответил симметрично. Что дальше?

Высший совет национальной безопасности Ирана внес Вооруженные силы США в список террористических организаций, сообщил ТАСС со ссылкой на иранский телеканал Press TV. Ранее Дональд Трамп заявил, что США приняли решение внести Корпус стражей исламской революции (КСИР) в список иностранных террористических организаций.

Таким образом, спустя всего несколько часов после решения Вашингтона Тегеран ответил симметрично, объявив Центральное командование США, ответственное за театры военных действий на Ближнем Востоке, в Южной Азии и на Африканском Роге, террористической организацией. Мохаммад Али Джафари, главнокомандующий КСИР, заявил, что американская армия в регионе «не будет наслаждаться сегодняшним миром». «Смысл заявления Джафари был ясен, – пишут эксперты RAND Corporation Колин Кларк и Ариан Табатабаи. – гвардейцы КСИР начнут атаковать военнослужащих США».

Минобороны США и ЦРУ всегда выступали против внесения КСИР в список террористических организаций, мотивируя это тем, что американские военные и разведчики на Ближнем Востоке могут также стать мишенью для иранских военных. Еще в 2007 году в Объединенном комитете начальников штабов заявили, что США всегда избегали внесения иностранных офицеров, действующих по приказу своего правительства, в список террористов, чтобы избежать аналогичных ответных мер в отношении американских военных.

Нельзя не отметить, что такое решение администрации Д. Трампа стало возможным только после того, как были отправлены в отставку с постов главы Пентагона и советника президента по национальной безопасности боевые генералы Джеймс Мэттис и Герберт Макмастер, не склонные к непродуманным военным авантюрам.

Внесение КСИР в список террористических организаций создает серьезные проблемы не только для Пентагона и ЦРУ, но и для руководства Ирака. Командующий спецназом КСИР генерал Касем Сулеймани постоянно посещает Ирак для координации действий проиранских шиитских формирований, а три последних посла Ирана в Ираке были высокопоставленными офицерами КСИР.

Так или иначе, Ирак не сможет прекратить связи с функционерами КСИР не только по чисто военным соображениям, но и не в последнюю очередь из-за острой нужды в импорте электроэнергии из соседней страны.

Не изменит своего отношения к Ирану и его элитной гвардии и правительство Сирии, так как военные успехи в борьбе против исламистов достигнуты при активном участии проиранских прокси и непосредственно подразделением спецназа КСИР «Аль-Кудс».

Вероятно, осознавая угрозу, которой теперь подвергаются американские военные, госсекретарь США Майк Помпео выступил с предостережением, что любое нападение на американские войска не останется без последствий. По его словам, администрация США стремится к тому, чтобы КСИР, который, как известно, глубоко интегрирован в экономику Ирана, оказался токсичным для международного частного бизнеса. «На бизнесе и банках во всем мире теперь лежит ответственность за предоставление гарантий, что компании, с которыми они проводят финансовые транзакции, никаким образом не связаны с КСИР», – сказал М. Помпео.

С учётом того, что КСИР и без того частично находится под американскими запретительными мерами, очередные санкции США вряд ли могут нанести для него серьезный финансовый урон. Известно, что на протяжении всей истории американских санкций против Исламской республики власти последней всегда находили разнообразные «серые схемы» финансирования своих проектов.

Так, по данным The Wall Street Journal, руководство Ирана смогло обойти международные санкции с помощью небольшого банка в Германии. Расположенный в Гамбурге Европейско-иранский торговый банк EIH осуществлял многомиллиардные операции с иранскими предприятиями и организациями, которые участвуют в атомной программе Тегерана. Среди клиентов EIH были иранское агентство по вооружениям, иранское аэрокосмическое агентство, а также КСИР. Банк EIH осуществлял трансакции в евро по поручению иранского банка Sepah, который не мог самостоятельно участвовать в сделках из-за санкций. EIH был основан в Гамбурге в 1971 году иранскими бизнесменами. США внесли его в черный список. Однако органы финансового надзора Германии не выставили EIH никаких ограничений, так как для них основанием для запрета деятельности являются санкции не США, а только Совбеза ООН.

Новые санкции США против КСИР не смогут помешать сотрудничеству Ирана с Евросоюзом. Германия, Франция и Великобритания уже создали механизм обхода санкций США в торговле с Ираном. На встрече министров иностранных дел стран ЕС 31 января 2018 года в Бухаресте было объявлено о создании агентства, через которое будут осуществляться расчеты за сделки между европейскими и иранскими компаниями, если частные банки, опасаясь штрафных мер США, откажутся их проводить. Информацию о создании компании официально подтвердил глава МИД ФРГ Хайко Мас.

Таким образом, для Ирана и КСИР ситуация даже упростится. Вместо сложных и не всегда легальных схем с участием частных банков, иранцы смогут обращаться к официальному европейскому финансовому агентству. В свое оправдание европейские страны указывают, что «Иран до сих пор выполнял все условия соглашения, что было подтверждено уже 13 раз по итогам проверок Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)», пишет Deutsche Welle.

Санкции США против КСИР также не изменят партнерских отношений Ирана с его соседями, хотя и осложнят их, что прекрасно понимают аналитики ведущих американских «мыслящих танков». По данным американского аналитического центра The Jamestown Foundation, отражающего интересы крупного бизнеса и спецслужб, за последние пять лет президенты Азербайджана и Ирана встречались 12 раз, а официальные делегации из двух соседних стран совершили около 100 двусторонних визитов и подписали более 50 соглашений о сотрудничестве.

5 марта с.г. высокопоставленная азербайджанская делегация во главе с министром экономики Шахином Мустафаевым посетила Иран, чтобы принять участие в церемонии открытия 164-километровой железной дороги Газвин – Решт, являющейся частью транспортного коридора Север-Юг, спонсируемого Азербайджаном, Россией и Ираном.

Ранее Азербайджан также согласился выделить Ирану кредит в размере $500 млн. на строительство железной дороги Рашт – Астара, еще одного элемента того же коридора Север-Юг, который соединит железнодорожные системы двух стран. Через несколько дней после церемонии открытия министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров посетил Иран, чтобы встретиться со своим иранским коллегой Мухаммедом Джавадом Зарифом и другими высокопоставленными должностными лицами.

14 марта министр финансов и экономики Ирана Фархад Дейпасанд в свою очередь посетил Баку для участия в 13-м заседании ирано-азербайджанской совместной комиссии по экономическому сотрудничеству и ирано-азербайджанском деловом и инвестиционном форуме. В ходе визита он призвал заключить соглашение о преференциальной торговле между двумя странами и заявил, что они договорились улучшить сотрудничество в области нефти и природного газа, транспорта и транзита, электроэнергии, торговли, инвестиций и туризма.

В настоящее время более тысячи иранских компаний ведут бизнес в Азербайджане, их инвестиции в страну превысили $3,4 млрд. Только в 2018 году годовой объем двусторонней торговли увеличился на 74%, достигнув $446 млн.

27 февраля премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил Тегеран и встретился с высшим руководством Ирана. Ранее в телефонном разговоре с президентом Ирана Роухани он заверил, что Ереван будет и впредь избегать любых антииранских международных инициатив, что «развеяло опасения Тегерана по поводу недавней демократической революции и последовавшей за этим смены режима», как пишут аналитики The Jamestown Foundation.

Объем двустороннего товарооборота вырос сегодня до $264 млн., в чем значительную роль играет открытая в 2017 году свободная экономическая зона в Мегри на юге Армении. СЭЗ «Мегри», как отмечают американские аналитики, «является ключевым связующим звеном для доступа Ирана к задуманному Россией Евразийскому экономическому союзу, к которому Армения присоединилась в 2015 году».

Как можно заключить из вышесказанного, бессмысленность и даже вредность санкций против КСИР как средства экономически изолировать Иран четко понимают американские спецслужбы, армия и эксперты аналитических центров. Выгоду в этих санкциях видит, пожалуй, лишь нынешнее руководство Израиля, которое, впрочем, не в силах ни вытеснить Иран из Сирии, ни воспрепятствовать созданию Ираном транспортных автомобильных и железнодорожных магистралей к Средиземному морю, так называемого «шиитского коридора», который позволит Исламской республике беспрепятственно экспортировать свои углеводороды в Европу. Сейчас Иран и Ирак заканчивают строительство железнодорожной ветки, которая свяжет иранский приграничный город Шаламчех и иракскую Басру.

Введя санкции против КСИР, администрация Трампа совершила уже не первый ошибочный шаг в ближне- и средневосточной политике. Иран между тем последовательно наращивает сотрудничество со своими соседями по региону, Евросоюзом и Китаем. Авантюризм Вашингтона повышает вероятность военного конфликта в регионе. Последствия такого военного конфликта могут быть непредсказуемы, отмечает американский эксперт по Ближнему Востоку Майкл Сингх, указывая на возросшие возможности Ирана в сфере асимметричных военных действий, то есть гибридной войны.

Опасность военного конфликта возрастает в связи еще и с тем, что администрация Трампа пообещала полностью прекратить экспорт нефти из Ирана, как пишет близкий к военной разведке (РУМО) Пентагона портал Critical Threats. Чиновники администрации Трампа дали понять, что в мае текущего года не будут продлевать отмену запрета на импорт иранской нефти восьми ведущим потребителям иранских углеводородов.

Это может спровоцировать Иран на самый жесткий ответ США. Однако, скорее всего, очередная агрессивная выходка Трампа будет смикширована дружным международным саботажем новых санкций против Ирана, что позволит сохранить мир в регионе и охладить военный пыл эксцентричного хозяина Белого дома.