В 1912-м году БМЗ выпустил свой первый танк-паровоз 0-2-0, хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации на Кадиевских рудниках. Он стал первым маневровым локомотивом, изготовленным на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ).
В 1957-м году на БМЗ было создано конструкторское бюро, специалисты которого в сжатые сроки спроектировали шестиосный локомотив с электропередачей постоянного тока. Так 19 июля 1958-го года родился ТЭМ1 - первый брянский тепловоз, положивший начало целому семейству маневровых локомотивов.
В 1960-м году инженеры завода, взяв за основу ТЭМ1, разработали новую машину, получившую обозначение ТЭМ2. Ее серийное производство началось в 1968-м году. Это было рождение легенды - ТЭМ2 стал своеобразной визитной карточкой Брянского машиностроительного завода.
Последние несколько лет БМЗ выпускает маневровые тепловозы серии ТЭМ18ДМ. Эта машина представляет собой современное поколение локомотивов семейства ТЭМ2. К настоящему времени завод выпустил почти полторы тысячи машин этой серии. Они широко применяются как на промышленных предприятиях, так и на путях общего пользования.
Инженеры БМЗ и Трансмашхолдинга продолжают свою работу по проектированию маневровых и промышленных тепловозов, стремясь создавать машины, которые наряду с техническими возможностями и надежностью отвечают и другим современным требованиям - экономичность и экологичность.
В ходе этой работы были спроектированы и собраны два необычных локомотива, о которых хочется рассказать.
ТЭМ33
Чем мощнее дизель-генератор, тем больше он потербляет топлива и больше вредных веществ выбрасывает в атмосферу. Но при этом маневровому тепловозу (в отличие от магистрального) не нужна полная мощность на протяжении всей его работы. Большую часть своего времени он работает с составами небольшой массы: сортирует вагоны на станции или перевозит их между цехами.
Отсюда возникла идея: а что, если вместо одного мощного дизель-генератора установить два меньшей мощности и подключать второй дизель-генератор тогда, когда для выполнения работы тепловозу нужна большая мощность?
Эту идею реализовали в ТЭМ33. Данный локомотив оборудован двухдизельной силовой установкой. Два дизель-генератора небольшой мощности могут работать как по отдельности, так и совместно. Благодаря этому машинист может управлять мощностью локомотива, оптимизировать тяговое усилие и избежать перерасходов топлива на холостом ходу или при выполнении легкой маневровой работы.
Экипажную часть тепловоза сконструировали на базе ТЭМ18ДМ. В качестве силовых установок использованы два агрегата C18 ACERT компании Caterpillar мощностью 571 кВт каждый.
Кузов тепловоза относится к капотному типу. Он размещается на опорной раме.
Конструктивно ТЭМ33 состоит из четырех модулей: генераторного, модуля электрооборудования, модуля пневматики и кабины управления. Все основные узлы тепловоза унифицированы, что сокращает расходы на ремонт и переоборудование .
В ноябре 2014-го года ТЭМ33 завершил 300-часовой эксплуатационный пробег, который проходил на станции Брянск-2. В результате локомотив продемонстрировал способность заменить в работе два тепловоза ЧМЭ3 и подавать на сортировочную горку составы весом от 5000 до 6900 тонн. При этом тепловоз расходует на 10% меньше топлива, а вредные выбросы в атмосферу сократились на 20%.
ТЭМ35
Если посмотреть на работу маневрового тепловоза, то она очень рваная: локомотив постоянно то трогается с места и разгоняется, то тормозит. При этом дизель-генератор, питающий ходовые электродвигатели тепловоза, работает постоянно. Отсюда возникла идея: а что, если во время торможения энергию генератора направлять в накопитель и использовать ее для питания двигателей при следующем трогании с места?
Эту идею брянские машиностроители реализовали в тепловозе ТЭМ35. Он оборудован гибридной силовой установкой, в состав которой входят дизель-генератор C18 ACERT компании Caterpillar и суперконденсаторы общей энергоемкостью 22,7, МДж (500 кВт).
Суперконденсаторы питают тяговые двигатели во время трогания с места и до тех пор, пока не разрядятся. В этот момент в работу включается дизель-генератор, находившийся во время движения за счет энергии, накопленной конденсаторами, в режиме холостого хода.
Экипажная часть локомотива так же, как и в случае ТЭМ33, спроектирована на основе ТЭМ18ДМ. Как и ТЭМ33, ТЭМ35 имеет кузов капотного типа и модульную конструкцию. На тепловозе используются асинхронные тяговые двигатели.
В августе 2014-го ТЭМ35 успешно завершил 300-часовой эксплуатационный пробег, в ходе которого показал рекордный для своих характеристик результат - ведение на сортировочной горке состава весом 7000 т. с меньшим по сравнению с ЧМЭ3 расходом топлива (ТЭМ35 экономичнее на 20 - 30%).
Судя по всему, и ТЭМ33, и ТЭМ35 - это скорее экспериментальные машины, созданные для того, чтобы опробовать новые инженерные решения.
Каждый из этих тепловозов выпущен в единственном экземпляре. Оба локомотива демонстрируются на железнодорожных выставках. Но до серийного производства дело пока не дошло.
Сейчас ТЭМ33-001 и ТЭМ35-001 работают в железнодорожном цехе Брянского машиностроительного завода.
Если Вам понравилась эта публикация, буду рад Вас видеть на своих страницах в Facebook и Вконтакте.
Список всех моих рассказов о предприятиях можно найти здесь >>>.