Кейпер (caper) – кино об ограблении. Термин используется в двух смыслах: во-первых, под ним понимается любое кино, в сюжете которого присутствует ограбление, например, «Схватка» Майкла Манна; во-вторых, в более узком значении – это кино, сюжет которого от начала до конца завязан на планировании и осуществлении «изъятия материальных ценностей из охраняемого помещения, совершенное группой лиц по предварительному сговору».
Зародился кейпер, как и ряд других жанров остросюжетного кино (например, полицейский процедуал или психологический триллер), в рамках классического голливудского нуара в 40-е – 50-е, откуда перекочевал сначала во французскую, а затем и в другие национальные кинематографии. К середине 50-х фильмы об ограблениях снимались практически по всему миру («Убийцы леди» МакКендрика в Британии или «Бесконечное желание» Имамуры в Японии). В этот же период кейпер приобретает новые черты, добавляя элементы комедии, часто «черной», а также авантюрных приключенческих фильмов. Акцент смещается в сторону изобретательности способ ограбления и предприимчивости воров, которые из однозначных злодеев или жертв обстоятельств превращаются в более симпатичных личностей. Последнее особенно проявляется во франшизе «11 друзей оушена», её ремейках и клонах.
5 важных фильмов в рамках жанра
Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle), 1950, режиссер – Джон Хьюстон
Лучший нуар про планирование ограбления. Даже «Убийство» Кубрика проигрывает этому фильму Хьюстона. Сюжет «джунглей» абсолютно хрестоматиен: сбор команды, вдумчивое планирование, отличное исполнение и полный провал на этапе дележа добычи. Эта сюжетная структура используется в рамках жанра по сей день.
Топкапи (Topkapi), 1964, режиссер – Жюль Дассен
Архетипический кейпер про группу воров, решивших взять большой куш в турецком музее. Большую часть фильма занимает подготовка ограбления, а благодаря тому, что далеко не все грабители здесь являются профессионалами и регулярно лажают, процесс подкидывает парочку непринципиальных, но любопытных сюжетных сюрпризов. Сама же сцена ограбления вполне возможно вдохновила Брайана Де Пальму, когда тот снимал первую часть «Миссии невыполнима».
Как украсть миллион (How to Steal a Million), 1966, режиссер – Уильям Уайлер
Очаровательная комедия, снятая классиком Золотого Века Голливуда уже на излете карьеры. Одри Хепберн и Питер О’Тул планируют идеальное ограбление музея с целью предотвратить разоблачение легендарного мастера подделок, приходящегося героине Хепберн отцом.
С Новым годом! (La bonne année), 1973, режиссер – Клод Лелуш
Отличный французский кейпер с элементами романтической комедии. Вор в исполнении Лино Вентуры планирует ограбление ювелирного магазина, параллельно заводя роман с хозяйкой антикварной лавки, находящейся в непосредственной близости от его цели.
Одиннадцать друзей Оушена (Ocean's Eleven), 2001, режиссер – Стивен Содерберг
Нечастый случай, когда ремейк получится лучше оригинала. Если версия 1960 года с Фрэнком Синатрой – настоящая классика фильмов об ограблении, то фильм 2001 – высшая точка существования жанра.