Найти тему
Жизнь в движении

Танки и БТР провели почти полвека на поле боя и что с ними стало?

Согласитесь ведь, что путешествия и туризм - это не только про крепости, замки, дворцы, храмы, пляжи, горнолыжные курорты и шоппинг?

В некоторых случаях, бывает довольно интересным побывать в тех местах, где творилась современная история, а при удачном стечении обстоятельств своими глазами, да и руками тоже, увидеть и потрогать непосредственных участников тех событий.

На Ближнем Востоке есть такое место и называется оно Голанскими высотами. Последние масштабные исторические события там происходили почти полвека назад в 1973 году во время "Войны Судного Дня".

Силовая установка Centurion Mk.5 Sho't Kal
Силовая установка Centurion Mk.5 Sho't Kal

С тех пор на огромном плато ржавеет брошенная сирийская и израильская техника, которую Армия Обороны Израиля - ЦАХАЛ не успела уничтожить во время своих регулярных учений.

Удивительное дело, но за 46 лет обездвиженная и сгоревшая техника не превратилась в труху, не сгнила до дыр и не была разобрана до последнего винтика и сдана в металлолом. Она по-прежнему представляет собой вполне узнаваемые образы и стоит на тех же местах, где и была обездвижена или уничтожена.

Силовая установка Centurion Mk.5 Sho't Kal
Силовая установка Centurion Mk.5 Sho't Kal

Многочисленные танки израильские танки Centurion Mk.5 Sho't Kal выглядят лучше, чем многие музейные экспонаты в танковых музеях. Лишь только краска песочного цвета выгорела от десятилетий загара под беспощадным ближневосточным солнцем.

Сирийский ЗИЛ-130
Сирийский ЗИЛ-130

А вот и наш родной ЗИЛ-130, рожденный на конвейере ныне не существующего Московского Завода имени Лихачева, выглядит не то чтобы узнаваемо, но крайне достойно. И это несмотря на то, что по характеру повреждений он был подбит либо из гаубицы, либо из танка, а впоследствии горел.

И даже силовой агрегат под капотом узнается, такой до боли знакомый и родной.

Сирийский ЗИЛ-130
Сирийский ЗИЛ-130

И тут не то, что металл сохранился, но даже покрышка переднего колеса выглядит неплохо для полувекового юбилея.

Впору тут вспомнить, что происходит с автомобилями на наших базах хранения и консервации техники даже спустя десятилетие простоя под открытым небом. Климат играет решающее значение, не иначе.

Сирийский ЗИЛ-130
Сирийский ЗИЛ-130

Но дальше вас ждут еще более удивительные находки - американские БТР М3. Эти бронетранспортеры производились с 1941 по 1945 год и после окончания Второй Мировой Войны, уже будучи в весьма преклонном возрасте, попали на службу в армию Израиля.

Американский БТР M3
Американский БТР M3

Конфигурация БТР М3 в минометном исполнении выглядит особенно впечатляюще. Обратите внимание на сохранность внутреннего интерьера. В нашей стране спустя даже пару лет от БТР не осталось бы даже винта и куска брони. Достаточно вспомнить, что происходит у нас с воинскими частями, когда их расформировывают и снимают охрану территории и военных городков.

Американский БТР M3
Американский БТР M3

А тут даже сохранились местами подушки сидений и это все под открытым небом за десятилетия.

Американский БТР M3
Американский БТР M3

Или еще один экземпляр БТР М3 в обычной конфигурации с десантным отсеком. Безусловно, многие элементы проржавели, ручки уже не двигаются, болты не крутятся, но тем не менее все выглядит как и несколько десятилетий назад.

Американский БТР M3
Американский БТР M3

Пока не заглядываешь за рулевое колесо и испытываешь настоящий шок от того, что здесь еще сохранилось несколько приборов на щитке приборной панели. В это трудно поверить, но смотрите сами.

Американский БТР M3
Американский БТР M3

Ну и в завершении небольшой экскурсии по территории ожесточенной битвы еще один яркий представитель бронетехники - советский БТР - 152. Эта машина была создана на базе ЗИС-151 и производилась с 1947 по 1962 год. Она гораздо моложе своего американского собрата БТР М3, но состояние у неё значительно хуже.

Сирийский БТР - 152
Сирийский БТР - 152

Этот БТР был подбит и полностью выгорел как изнутри, так и снаружи. И тем не менее, феноменальная сохранность элементов конструкции даже с такими повреждениями и полувековой стоянкой.

Самое главное, что все очень доступно и можно увидеть своими глазами. Достаточно просто приехать в Израиль, взять в аренду автомобиль и прокатиться на Голанские высоты к границе с Сирией.

Сирийский БТР - 152
Сирийский БТР - 152

И это главное отличие от многих баз хранения и консервации военной техники в нашей стране, куда легально попасть почти не возможно и техника гниет и растаскивается на запчасти под прикрытием секретности, особенного статуса объекта и прочей ерунды, помогающей легально заниматься разбазариванием государственной собственности.

Если вам интересна тема путешествий вот еще мои репортажи на эту тему:

Крылья, которые не взлетят
Как хранятся комплексы С-300, которые уже никогда не встанут на боевое дежурство
Как выглядят заброшенные позиции ПРО десятилетие спустя?

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь.

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com