Как создают названия для музыкальных групп
Из всех видов деятельности творческие профессии, пожалуй, стоят особняком. Среди их представителей чаще всего встречаются как выдающиеся гении с шедеврами, так и и очень своеобразные личности со своими странными опусами. Нейминг в творчестве тоже отличается от всех остальных видов.
Наиболее часто с неймингом сталкиваются музыканты. Им приходится подбирать названия не только для группы, но и для каждой композиции. На первый взгляд некоторые названия групп и песен названы крайне нелогично, без применения каких-либо методик, однако это не совсем так. Законы нейминга, как и законы физики, обойти невозможно, поэтому, если приглядеться, можно легко понять ту или иную методику.
В XVIII-XIX веках композиторы редко давали какие-либо названия своим произведениям. Людвиг Ван Бетховен просто называл свои симфонии по номерам, а другие произведения носили названия вроде «Концерт для скрипки с оркестром». Иногда попадались имена собственные, но это было редким исключением. С появлением звукозаписи такая методика устарела, однако иногда ее используют исполнители неоклассики, атмосферной музыки и депрессивного металла. Таким образом авторы пытаются подчеркнуть некую возвышенность и таинственность своих произведений. Эти жанры рассчитаны на узкий круг ценителей, а не на массового слушателя, поэтому путаницы обычно не возникает.
Когда количество музыкальных коллективов во всем мире стало исчисляться миллионами, а произведений – миллиардами, стало необходимо отличать их друг от друга. И если в названиях песен чаще всего встречаются варианты «о чем пою, о том называю», с названием групп дела обстоят сложнее.
Во многом выбор названия группы зависит от жанра и стиля исполняемой музыки. Для джаз-банды будет уместно название с применением именной методики: «Billy’s Band» или «Квартет Игоря Бутмана». Это – дань классике жанра, когда название почти всегда содержало имя лидера.
Для групп, исполняющих тяжелую музыку, лучше использовать величественные или мрачные словосочетания, а также отсылки к мифологии, религии или фантастике. «Manowar»(военный корабль), «Tyr»(в честь скандинавского бога), «Burzum»(слово из т.н. «Черного наречия», созданного Дж.Р.Р.Толкином. Означает «тьма») – названия зачастую передают стиль, в котором играет группа и настраивают слушателя на нужный лад.
Интересны происхождения названий некоторых российских рок-групп. Отечественный рок существенно отличается от всех остальных жанров, поэтому здесь группы, как и песни, называются по очень разным методикам, но в них присутствует скрытый смысл. Например, группа БИ-2, скорее всего, названа сокращением предыдущего названия – «Берег истины», под которым они выступали на заре своего творчества, но в другом составе. Таким образом, название может означать «Берег истины-2», но сами участники не подтверждают эту теорию.
"Мы пришли к выводу, что название не должно нести никакой смысловой нагрузки. Пускай это будет аббревиатура или магическое сочетание букв и цифр: Одно скажу, что ни к авиации, ни к витаминам, а также сексуальной ориентации, наше название не имеет никакого отношения."
Лидер группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов рассказывал, что название придумано в пику Led Zeppelin, однако на тот момент группа «Наутилус» уже существовала, поэтому пришлось использовать латинское название морского моллюска – nautilus pompilius. Можно считать, что название получено методикой перевода на другой язык.
Западные музыканты тоже не придумывали названия просто так: в столь простое и знакомое каждому слово «Queen»(англ. королева) Фредди меркьюри вложил сразу несколько скрытых смыслов.
"Несколько лет назад я придумал название группы - "Queen". Это простое название, но оно очень величественное, да и звучит великолепно. Сильное название, очень универсальное и запоминающееся. Оно имеет очень большой потенциал и может интерпретироваться как угодно. Конечно же, я брал в расчет и другое значение слова, то есть гей, но это всего лишь одна сторона медали."
В плане нейминга дальше всего продвинулись хваткие продюсеры российского шоу-бизнеса начала 2000-х годов. Собираемые ими поп-коллективы носили самые простые названия: «Стрелки», «Блестящие», «Премьер-министр» и тому подобные. В отличие от названий, участники этих групп подбирались такие, которых трудно запомнить в лицо. Это приводило к тому, что одновременно по стране гастролировало сразу несколько групп «Стрелки», которые выступали под одну и ту же «фанеру». Подюсеры таким образом хорошо зарабатывали на концертах.
Нейминг всегда завязан на виде деятельности предприятия. Нейминг в музыке основывается на музыкальном жанре. Но каким бы он ни был, название любой, даже самой андерграундной группы является брендом, который нуждается в защите. Любой музыкант вправе зарегистрировать название своей группы точно так же, как и любой владелец бренда. И это необходимо каждому, не только популярным и коммерчески успешным музыкантам. Это поможет избежать не только финансовых проблем, но и поможет бороться с бичом музыки любого жанра – плагиатом.