Снижение платежеспособного потребительского спроса продолжает сказываться на динамике продуктового ретейла: за первые 8 месяцев 2018 года оборот розничной торговли продовольственными товарами увеличился лишь на 2,1% по сравнению с показателем 2017 года (рис. 1, 2). Несмотря на наблюдаемый восстановительный рост, потребление продуктов питания пока на 11% отстает от показателей докризисного периода. Развитие рынка сдерживает ситуация с доходами россиян, которые в течение последних 4 лет непрерывно сокращались. На сегодняшний день средний заработок в стране на 11% ниже уровня 2013 года.
Волатильность национальной валюты и высокие инфляционные ожидания, вызванные принятием законопроекта по повышению ставки НДС с 18% до 20% на большинство товарных позиций с начала следующего года, формируют не лучшие предпосылки. Опасения относительно возможной стагнации или даже падения розничных продаж в 2019 году вполне обоснованы. Потребитель крайне чувствителен к росту цен, что и дальше будет заставлять как производителей, так и ретейлеров крайне аккуратно поднимать ценник на товар.
В сложившихся условиях операторы ищут новые точки роста. Компании вкладываются в развитие e-commerce, открывают собственные интернет-площадки, стремясь путем увеличения объема онлайн-продаж восполнить потери в офлайне. По такому пути сегодня уже идут такие ретейлеры, как «О’Кей», «Азбука вкуса», «Перекресток», «Глобус Гурмэ» и ряд других, не только федеральных, игроков.
Другим возможным направлением развития становится диверсификация ассортимента за счет продажи готовой продукции. Как для ретейлеров, так и для производителей, бизнес по продаже кулинарии является способом увеличения маржинальности и расширения аудитории покупателей. Данные доводы и спрос на готовую еду сегодня привлекают внимание все большего числа новых игроков.
Так, в июне 2018 года стало известно о намерениях компании «Мираторг» по строительству высокотехнологичной линии, в которую будет вложено почти 5 млрд рублей. Инвестиционный проект нацелен на расширение объемов переработки мясной продукции и выпуск готовой кулинарии.
Аналогичную стратегию уже применила на практике кировская компания FoodZavod, которая относится к вертикально-интегрированному холдингу «Дороничи». Сегодня предприятие известно потребителям своей продукцией под ТМ «Натурбуфет» и «Едим дома», представленной в крупных сетевых магазинах страны.
Наряду с производителями на рынок готовой кулинарии выходят и локальные проекты, работающие исключительно на доставку или также развивающие собственную розницу. Новичков на рынке пока не так много. Да и объемы их продаж несоизмеримы с оборотами ретейлеров от реализации собственной кулинарии. Однако активное развитие некоторых игроков доказывает жизнеспособность подобных бизнес-начинаний. Так, в числе новичков – ООО «Милти» (Москва). Проект имеет уже 98 офлайн-магазинов, расположенных преимущественно в столице. Однако география продаж компании значительно шире за счет онлайн-магазина: заказать готовые блюда из «Милти» могут жители не только Москвы и Подмосковья, но и более 10 городов России.
Направление готовой кулинарии продолжают развивать и сетевые ретейлеры. Так, за 2017 год в компании «Лента» продажи продукции собственного производства – выпечки, салатов и кулинарии – выросли на 18%. Помимо реализации готовых блюд в торговом зале, многие игроки уже активно выходят в онлайн, конкурируя с ресторанами уже не только в офлайне, но и на рынке доставки готовых блюд.
Намерена запустить продажи кулинарии через интернет-магазин и французская сеть «Ашан». В марте 2018 года стало известно о сотрудничестве оператора с шеф-поваром Патриком Шонаве, который разрабатывал рецепты блюд для продажи в кулинарии. В отличие от коллег по цеху, «Ашан» будет организовывать производство готовых блюд в магазинах, а не на фабриках-кухнях. Покупатели через стекло смогут следить за процессом готовки. Приобрести готовую кулинарию в онлайн-магазине ретейлера будет возможно уже во второй половине 2018 года.
Сеть «Глобус Гурмэ» также нацелена на развитие доставочного бизнеса. Для этого в конце 2017 года компания начала сотрудничество с сервисом GettDelivery. Последний будет обеспечивать логистику покупок из интернет-магазина ретейлера. Благодаря работе сервиса онлайн-пользователи смогут получать свои заказы в течение 2–4 часов с момента их оформления.
Рестораторы видят в сервисе и качестве блюд ключевое конкурентное преимущество перед готовой кулинарией. «Все же рестораны и кафе у большинства людей пока ассоциируются не только с питанием, но и с досугом, с возможностью сделать обед или ужин непохожим на питание дома или в офисе, получить не только food, но и атмосферу. За это наши гости готовы переплачивать», – убежден Тимур Ланский, основатель и совладелец «Чайхона №1». Впрочем, эти рассуждения справедливы для ресторанов с обслуживанием, куда посетитель приходит действительно отдохнуть и провести время с друзьями или семьей. Для сегмента же быстрого питания приоритетами для гостя становятся скорость обслуживания и цены на меню.
Потери ресторанного рынка из-за активного наступления ретейлеров являются довольно ощутимыми: по оценкам «РБК Исследования рынков», средний россиян питается вне дома в среднем 10 раз в месяц, а покупает готовую еду в супермаркетах около 2–3 раза в месяц. Таким образом, из-за действий ретейлеров и производителей готовых блюд рестораторы лишь за период с мая 2017-го по май 2018 года лишились 25% своего трафика. В денежном выражении данные потери составляют порядка 340–360 млрд рублей.
Ретейлеры и производители намерены конкурировать с общепитом не только продавая блюда ресторанного качества. Некоторые из них уже открывают собственные рестораны, становясь полноправными участниками рынка. В частности, сеть супермаркетов «Азбука вкуса» начала открывать «АВ бистро» – полноценные кафе, которые уже функционируют на Смоленской-Сенной площади и Большой Лубянке.
Заинтересована в открытии собственных кафе и сеть «Вкусвилл». Подобный шаг вполне закономерен: ретейлер сотрудничает с сервисом заказа и доставки товаров из магазинов SaveTime, где наряду с продуктами питания продает и кулинарию.
Границы между общепитом и ретейлом действительно размываются. Нехватка времени на готовку и желание провести свободное время вдали от плиты становятся драйвером ресторанного рынка. Однако, как видим, ретейлеры также адаптируют собственный бизнес, анализируя актуальные тренды, стремясь нарастить обороты. Пока им это удается. Более 90% затрат россиян на питание приходится на ретейл.
______________________