Недавние катастрофы самолетов Боинг в Индонезии и Эфиопии являются прекрасным примером того, как ради прибыли авиастроители приносят в жертву требования безопасности, что приводит к катастрофам и гибели людей. Невольным виновником проблем с безопасностью самолетов Boeing стал двигатель «CFM LEAP», пожалуй самый коммерчески успешный авиационный двигателей последних десятилетий.
«CFM LEAP» это результат работы совместного предприятия между американской компанией General Electric и французской Safran (это те самые французы, которые вместе с НПО «Сатурн» делают двигатели для самолета Сухой Суперджет). Двигатель «CFM LEAP» стал настоящим хитом продаж – с момента запуска в 2013 и до 2018 года объем заказов на него превысил 206 млрд долларов в каталожных ценах.
Секрет успеха в 15% экономии топлива по сравнению с любыми конкурентами – для авиакомпаний это дает огромное преимущество в отрасли, которая страдает от высоких затрат. Более того, новый двигатель без проблем устанавливался на старую модель самолета Airbus А320, и не было необходимости посылать пилотов проходить дорогостоящее переобучение.
Когда компания Airbus представила своим клиентам концепцию самолета А320neo с новым двигателем «CFM LEAP», предзаказы побили рекорд – в 2011 году было заказано 1,226 самолетов А320neo и всего 150 его прямого конкурента Боинг 737.
Очевидно, что американская компания не могла смириться с потерей рынка среднемагистральных самолетов, а конкурента у двигателя «CFM LEAP» на рынке не было. Тогда Боинг решил установить этот двигатель на свою модель 737. Но была одна проблема – новый двигатель был чуть больше, чем его предшественники и под крыло Боинга не помещался.
Вот здесь руководства Боинга и решило немного нарушить правила, несмотря на угрозу безопасности и поставило вперед своими инженерами задачу, во что бы то ни стало найти способ поставить новый двигатель на свои самолеты. Решение было найдено – двигатели были вынесены вперед и вверх, тем самым сместив центр тяжести самолета.
Онако более мощный двигатель вместе с изменением центра тяжести привел к тому, что на полной тяге нос самолета задирался вверх, что, в свою очередь, резко увеличивало риск сваливания. Для борьбы с этой проблемой на новый Боинг 737 MAX установили систему MCAS - Maneuvering Characteristics Augmentation System (Улучшение характеристик системы маневрирования). Эта система автоматически опускает нос самолета, если датчики фиксируют опасный угол атаки.
Причиной катастроф самолета Боинг 737 MAX в Индонезии и Эфиопии стала именно система MCAS, которая опускала нос самолета, а пилоты не знали, как с этой проблемой справиться. Пилоты просто не проходили необходимого обучения по управлению новым самолетом, ведь именно это было одной из причин успеха модели А320 neo и в американской компании ни в чем не хотели отставить от конкурента.
Печальным итогом этого удивительного примера беспечности и жадности стали многочисленные человеческие жертвы, удар по репутации Боинга и запрет на полеты для всех самолетов модели 737 MAX. При этом Боинг продолжает выпуск этой модели – до 50 новых самолетов выкатывают из сборочного цеха компании каждый месяц.