На роль Скарлетт О’Хара в оскароносном фильме «Унесенные ветром» 1939 года пробовалось более тысячи актрис. С проб остались черно-белые киноленты, на которых множество красавиц Скарлетт – темноволосых и блондинок, решительных и жеманных - признаются в любви Эшли, просят затянуть им корсет потуже, спорят с Мамушкой. Но роль досталась единственной, и теперь мир представляет эту героиню исключительно с лицом Вивьен Ли. Темные волосы, фарфоровая кожа, пронзительный взгляд и незабываемая красота, отличавшая великих актрис прошлого века.
Судьба до сцены
Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Индии, в семье британского бизнесмена. Незадолго до семилетия Вивьен была отправлена в школу при Монастыре Святого Сердца в Англии, также училась в Италии, Париже и Германии. В 1932 году она поступила в Королевскую академию Драматического искусства в Лондоне, но проучилась там меньше года. В 19 лет она вышла замуж за адвоката Ли Холмана, мужчину на 12 лет себя старше, и по его просьбе оставила обучение – но не мечту стать великой актрисой. Через год родилась Сюзанна Холман, единственный ребенок Вивьен Ли.
Роман на съемочной площадке
Оставаться лишь матерью и домохозяйкой для этой активной, порывистой женщины оказалось невыносимо скучно, и через два года после появления дочери, в 1935 году, она исполнила фоновую роль школьницы в комедии «Дела идут на лад». Всего одна реплика, символический гонорар – но именно после этого она наняла агента и выбрала сценический псевдоним. «Я сегодня снова поменяла имя», сообщила мужу Вивьен, и этот шаг имел даже большие последствия для ее жизни, чем первое замужество.
Ли Холман сказал, что больше не будет стоять на пути Вивьен к сцене, и это решение стоило ему семейного счастья. Впоследствии они остались друзьями – со слов Вивьен Ли, которая и незадолго до развода, и много после писала первому мужу удивительно теплые, полные симпатии письма.
В 1935 году актриса играла в четырех фильмах и двух спектаклях: условия ее участия менялись от откровенно невыгодных к интересным, а роли – от эпизодических к главным. Со слов агента Джона Глиддона, требовалось «работать быстро и не просить слишком много». Стоит помнить и о том, что в жизни Вивьен главенствовал театр: на сцене она провела несопоставимо больше времени, нежели перед камерой, но и тому, и другому она обязана знакомству с Лоуренсом Оливье, чьим исполнением роли Гамлета восхищалась задолго до их знакомства. Через год сценическая карьера свела их вместе в исторической драме «Пламя над Англией». Играя пылких влюбленных, Лоуренс и Вивьен вышли за рамки сценария.
Лоуренс Оливье не из тех мужчин, что остаются в истории благодаря великим женам. Сын священника, он играл на сцене с 17 лет; узнал и бедность, и неодобрение критиков, прежде чем стал «театральным принцем Англии». В дальнейшем он успел побывать режиссером, научился писать музыку и пилотировать самолет, за блестящее исполнение широчайшего диапазона сложных ролей получил множество наград, а в 1947 году был посвящен в рыцари – и Вивьен стала леди Оливье.
Их любовь отметала все: ее мужа, его жену, недавно родившую первенца. И Ли Холман, и Джил Эсмонд, жена Лоуренса, долго не соглашались на развод; только в 1940 году на суде браки были расторгнуты. Супруги актеров получили опекунство над детьми, и спустя шесть месяцев после процесса те получили возможность пожениться на скромной церемонии в Америке.
Незадолго до развода вместе с Оливье Вивьен Ли впервые попала в Америку, где в то время безуспешно искали актрису на роль Скарлетт О’Хара.
Любовь и слава
В тот момент для съемок «Унесенных ветром» было готово все: костюмы, дорогие декорации, деревянные макеты паровозов. Были подобраны все актеры и дублеры, кроме исполнительницы главной роли. И тем поразительнее стало, что идеально подошла для этой роли англичанка, которой пришлось потом часами тренировать южный акцент.
«Так хороша, что не нуждается в таланте, и так талантлива, что не нуждается в красоте» - писали впоследствии о Вивьен американские издания. Фильм стал шедевром, получившим восемь «Оскаров», в числе которых награда Вивьен Ли за лучшую женскую роль. В 1943 году ими было куплено Нотли Эбби, бывшее аббатство в Англии. Вместе они играли во множестве фильмов и спектаклей.
Казалось бы – брак, увенчавший страстную любовь, абсолютный успех, что еще может быть нужно для счастья? Но достижения стали чередоваться с бедами. Супругами был создан спектакль «Ромео и Джульета», никто не ожидал провала – и тем не менее рецензии были разгромными. Пару лет им пришлось сниматься в фильмах ради хороших гонораров: так о своей роли в фильме «Леди Гамильтон» Вивьен Ли отзывалась без особой приязни, поясняя, что делала это ради денег в непростое для них время, а ведь эта лента принесла ей и мужу знакомство и дружбу с Уинстоном Черчиллем. В 1942 году Вивьен Ли потеряла ребенка; в 1944 году на съемках фильма «Цезарь и Клеопатра» актриса неудачно упала и у нее снова случился выкидыш. На следующий год, после турне по Африке, актриса заболела туберкулезом.
Пишут о ревности Лоуренса к успехам Вивьен и ее наградам вплоть до выбрасывания «Оскара» в окно; о том, как пришлось ревновать уже ей, оторванной от работы изматывающими болезнями, когда Оливье в 1944 году принял пост директора театра «Олд Вик» в Лондоне, в 1945 году был награжден «Оскаром», а в 1947 удостоен рыцарского звания. Одновременно у Вивьен Ли отмечали признаки маниакально-депрессивного психоза, эффективных способов лечения которого в то время не знали. Лекарства от туберкулеза подрывали ее психическое здоровье: актриса впадала в истерики, набрасывалась на мужа, устраивала сцены на съемочных площадках. Но, едва оправившись, она принималась за работу над новой ролью.
В 1948 году супруги отправились в турне по Австралии и Новой Зеландии, стоившее им многих сил и хороших отношений. В 1951 году вышла снятая за 36 дней картина «Трамвай желаний», в которой Вивьен Ли играла с Марлоном Брандо; этот фильм подтвердил ее звездный статус и принес ей второй «Оскар». Работа над фильмом «Слоновьи тропы» в Цейлоне в 1953 году стоила ей помещения в госпиталь для психических больных, где болезненные процедуры лечения со слабым и непродолжительным эффектом сформировали у нее боязнь больниц. В 1956 году у нее снова случился выкидыш. В автобиографии «Исповедь актера», изданной в 1982 году, Лоуренс подробно опишет, как измучили его годы рядом с психически неуравновешенной женой. В 1960 году он попросил развода для женитьбы на молодой актрисе Джоан Плоурайт и получил его. «Поместье» было продано, и актриса поселилась в скромном кирпичном коттедже у озера за пределами Лондона.
Над этим озером через семь лет был развеян ее прах: Вивьен проигнорировала сообщение врача о том, что туберкулез захватил оба легких и стоит немедленно лечь в больницу, и после приема гостей была найдена мертвой в своем доме. До последнего с ней рядом был Джек Мерривайл – актер и друг, о возможной свадьбе Вивьен с которым писала пресса.
Вивьен Ли приходилось много учиться и работать над собой. Она готовилась к каждой своей роли, собирая информацию о персонаже и дополнительно занимаясь танцами, игрой на рояле, речевыми упражнениями. Актриса брала уроки балета для роли танцовщицы, вынужденно ставшей проституткой и покончившей с собой, в фильме «Мост Ватерлоо». Чтобы сыграть Клеопатру, ей пришлось научиться иначе использовать голос: верхние тона для «молодой» царицы, нижние – для более зрелой.
Она приходила в театр раньше всех, текст пьесы учила наизусть задолго до начала репетиций и его повторяла каждый вечер. Ее организм требовал только пять часов сна; она обожала кошек, любила устраивать приемы и принимать гостей. Вивьен Ли считала, что играть в комедии гораздо сложнее, чем в трагедии – ведь гораздо проще заставить людей плакать, чем смеяться. Знала несколько языков, много курила, переняла у второго мужа привычку нецензурно ругаться, снялась в 19 фильмах.
Прочитав книгу «Унесенные ветром», Вивьен Ли сказала, что хочет сыграть Скарлетт – как, впервые увидев Ли Холмана, заявила, что станет его женой (то же она говорила и о Лоуренсе Оливье), в монастырской школе поведала подруге, что собирается стать великой актрисой – и выполнила обещание.
Непростая история ее жизни включает победы и поражения, страстную любовь и болезненный разрыв, богатство и мировую славу, потрясающе много работы и сразу несколько страшных болезней, одна из которых стала смертельной. Об этом можно было снять фильм – но некому будет сыграть в нем главную роль.