18 апреля — Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия). Установлен в 1983-м году, отмечается с 1984-го.
Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события увековечивали строительством культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен и основанием монастырей. Так, Покровский собор (Храм Василия Блаженного) — памятник взятию Казани, Казанский собор на Красной площади — памятник победы над поляками в 1612-м, Московский храм Христа Спасителя — памятник Отечественной войны 1812 года, петербургский Воскресенский собор (Спас-на-Крови) считается главным памятником Александру II.
Начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события стали отмечаться на европейский манер — триумфальными воротами и арками.
А первые скульптурные группы решено было установить уже через неделю после Полтавской битвы. Царским указом от 7 июля 1709 года повелевалось соорудить на поле боя каменную пирамиду, увенчанную его бронзовой конной статуей. Однако представленные работы царя не устроили, и грандиозный план осуществлен не был.
Некоторые источники первым российским скульптурным памятником полагают бюст Сергея Леонтьевича Бухвостова, записавшегося в 1683-м в "потешный" петровский полк под номером один. По приказу Петра первому добровольцу русской регулярной армии было присвоено почетное звание Первого Российского Солдата, а скульптору Карло Растрелли велено отлить из бронзы скульптурный портрет героя и поставить его "на некое возвышение"... Что и было сделано в 1721-м году в Петербурге, ещё при жизни Бухвостова. Памятник не сохранился.
В Москве первый скульптурный памятник появился почти через сто лет, в 1818 году: монумент Минину и Пожарскому был установлен по инициативе Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Модель памятника выполнил по своей инициативе Иван Петрович Мартос, в сборе пожертвований участие принимала буквально вся страна. В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента. К счастью, планы по его переплавке так и остались лишь планами. Однако в 1931 году памятник всё же был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где и красуется по сей день.
"К концу 1910 года во всей России стояло около 750 монументов. Правда, в последующие шесть лет их количество увеличилось на несколько тысяч. Тем не менее, даже крупные губернские города, такие, как Вологда, Тамбов, Пермь, Красноярск, вообще не имели памятников. Некоторые области, такие как север России, Сибирь и Кавказ были бедны монументами. Напротив, в Петербургской и Московской губерниях, Новороссии, Крыму и на Урале наблюдалась наибольшая их плотность. Неравномерность была заметна не только в географии монументов, но и в их тематике. В то время, когда еще не была увековечена память о многих достойных людях, число памятников Александру II перешло все мыслимые пределы..." (Сокол, Кирилл Гелиевич. Монументальные памятники Российской империи. — Москва : Вагриус Плюс, 2006. — 431 с. : ил.)
В настоящее время приходится констатировать — традиция подлинного, глубокого почтения к скульптурным памятникам в России так и не прижилась. Как, впрочем, и в странах остального мира тоже.