Найти в Дзене
Новый взгляд

Почему заканчиваются идеи и пропадает мотивация? Число Данбара

Что мы знаем о границах нашей собственной мотивации?

Число Данбара обозначает когнитивные ограничения для социальных групп. Мы можем отслеживать только всю необходимую социальную информацию в группе из 150 человек. Более того, и мы начинаем терять ключевую информацию. Наш мозг просто не в состоянии справиться с этим. Причина этого в том, что люди сложны. Они не только сложны, но и взаимодействуют друг с другом - экспоненциальное увеличение сложности. Чтобы понять социальный ландшафт, мы должны не только знать тонкости личности человека, но и знать, что этот человек думает о тонкостях личности каждого другого. Мы можем делать это хорошо, пока размер группы не превысит 150 человек.

Число Данбара является очень известным в психологии. Отчасти потому, что важно то, что оно описывает: граничные условия общественной жизни человека. Но также потому, что дает понятное объяснение. Одно число описывает такое большое явление. Разграничение других аспектов познания не так однозначно. Однако есть еще одна познавательная среда, в которой число Данбара может быть полезным: идеи.

С какими идеями может взаимодействовать человек? Все точно так же, как и в социально среде. У человека может быть много друзей. Он может знать много людей. Но он может знать только о них. Точно так же человек может знать о множестве идей. Но он может выбрать свой путь ведомый только их ограниченным количеством.

Одним из ограничений, на которые может ссылаться «число Данбара для идей», является память. Человеческая память ограничена понятными способами. Существует конвейер: воспоминания начинаются как сенсорный ввод (на несколько мгновений), затем сохраняются в рабочей памяти (на несколько секунд или минут), а затем объединяются в долговременную память (где они находятся на неопределенное время). Рабочая память - одно из ограничений на количество идей, которые вы можете развить в любой момент. «Думать» о чем-то (в разговорном смысле мы используем этот термин) - это перенести это в рабочую память. И мы можем хранить только несколько идей в рабочей памяти за один раз.

Вместо того, чтобы думать о числе Данбара как об одном большом круге из 150 человек, думайте о нем как о серии концентрических кругов. Внутренний круг содержит ваших лучших друзей. Это те люди, о которых вы знаете больше всего, кто будет первым, кому вы позвоните в случае чрезвычайной ситуации или свадьбы. Следующие круги продолжаются оттуда с различными уровнями социальной значимости. В конце концов вы получите 150, что определяет лимит, определенный Данбаром. Не все в самом большом круге имеют равное влияние на вас. Так же и с идеями.

Философские школы, с которыми люди себя ассоциируют, сосредоточены вокруг одной идеи (или совокупности связанных идей). Никто никогда не провозглашался экзистенциалистом-стоиком-христианином-прагматиком. Все они могут по-разному относиться к человеку и тому, как он думает о мире. Но одна из них, вероятно, победит как движущая сила.

Это не значит, что мы очарованы только одной идеей за раз. Есть множество различных идей, которые управляют нашим поведением. Например, мы могли бы отдать сдачу бездомному из-за идеи, что им больше нужны эти монеты, чем нам; или мы могли бы отказаться от сдачи, потому что это не самая эффективная стратегия благотворительности. Человек может резонировать с любым из этих понятий. Но вряд ли это будет самая важная идея в их жизни. Это внутри большего круга, но не в самом центре.

Идеи похожи на людей: они очень сложны. И они тоже взаимодействуют друг с другом. Когда вы объединяете две идеи, последствия становятся сложными. Если вы смотрите на мир сквозь призму христианства, или уверены, что все люди равны, или вами движет какой-то другой мотивирующий философский импульс, то это повлияет на все остальное, во что вы верите. Это изменит орбиту спутниковых убеждений, вращающихся вокруг основной идеи.

И хотя не каждый может сформулировать центральную миссию или убеждение (возможно, никто не может), это не значит, что их нет. Так же, как один человек не должен доминировать над всей нашей социальной жизнью, так одна идея не должна руководить. Суть не в том, чтобы установить границы того, что возможно, а в том, чтобы признать ограничения того, что движет нами. А с числом Данбара в качестве организационного руководства, возможно, мы сможем лучше понять, что побуждает нас делать то, что мы делаем.