По статистике, более 43 миллионов человек в России занимается каким-либо творчеством, рукоделием, ремеслом.
Вдумайтесь в эту цифру: каждый третий человек.
Кто-то занимается творчеством для души, то есть занимается хобби, другой пытается на нём дополнительно подзаработать, третьи пытаются превратить своё мастерство в бизнес.
В чём разница?
С хобби всё просто - это шикарный способ отдохнуть после рабочего дня, развить своё мастерство, повеселиться, пообщаться.
С заработком сложнее. Заработок в рукоделии - это ручная работа, за продажу которой мастер получает вознаграждение. Доход мастера очень сильно различается от сложности работы, личного мастерства, моды, востребованности, умения продавать и, в конце концов, от удачи.
А бизнес?
Как юрист, я, конечно, могу процитировать содержание ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, но будет намного проще указать отличия бизнеса от заработка:
1. Бизнес - сложный процесс, с множеством составляющих, таких как: заключение сделок, наёмный труд и т.д. Заработок - это не системная деятельность.
2. Бизнес всегда имеет форму ИП, ООО, ПАО, то есть юридически оформлен. Самозанятость - это не бизнес, это попытка вывести "зробитчан" (есть хорошее слово на Украине) из тени.
3. Бизнес всегда нацелен на получение прибыли (хотя, конечно, не всегда её приносит), заработок же предусматривает совсем другую схему: выполнил работу - получил деньги.
НО, самый важный признак бизнеса - масштабируемость.
Не масштаб, а именно масштабируемость.
Рукодельник может зарабатывать, например, 50 тысяч рублей в месяц, выпуская 10 единиц продукции. Если спрос большой, он может заработать и 100 тысяч, и 150 тысяч и даже более, но в любом случае со временем он столкнется с тем, что... а рук то не хаватает!
Можно нанять помощника, двух, купить ещё оборудование, заниматься только развитием и контролем за производством, создавать только дизайн, а наёмные работники будут этот дизайн воплощать в материале...
Стоп! Так ведь это уже бизнес, то есть не рукоделие одного конкретного мастера, а именно производство.
ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРИ ПЕРЕРАСТАНИИ ЗАРАБОТКА В БИЗНЕС УТРАЧИВАЕТСЯ САМА СУТЬ РУЧНОЙ РАБОТЫ.
И получается, что мастер ручной работы с точки зрения ОРГАНИЗАЦИИ проходит три этапа: хобби, заработок и бизнес.
Возьмем, к примеру, мыловарение и статью, на которую так обиделись мои коллеги по цеху рукодельников.
Когда мыловар варит мыло для себя, для знакомых, родственников, не важно покупная это основа или нет, то это - хобби. Это прекрасно, человек занимается любимым делом для души.
Когда мыловар достиг определенного уровня, разработал рецептуру, отладил технологию, купил формы и т.д. ,после чего решает выйти на ярмарку - это заработок. Да, доход может исчиляться десятками или даже сотнями тысяч рублей, но это будет заработок.
А когда это будет считаться бизнесом?
Тогда, когда мыловар примет на работу наёмных работников и начнёт заниматься развитием производства. Естественно, это будет ИП, ООО или даже ПАО, это будет цех, это будет высокотехнологичное оборудование, это будет сотрудничество с торговыми сетями.
Возьмём для иллюстрации мыловара Андрея Платонова. В начале 2000-х годов он занимался торговлей товаров народного потребления, проще говоря, торговал ширпотребом. Мыло варил ради интереса, на кухне, пользовался им сам и дарил знакомым. Это хобби.
В 2005 году он наварил глицеринового мыла, плюс докупил у знакомых мыловаров и поехал торговать на побережье - Сочи, Адлер, Туапсе. Торговал по санаториям и пансионатам (на набережные его не пустили - своих полно). За три месяца заработал 600.000 рублей. Это заработок.
В 2006 году он арендовал помещение на одном из московский заводов, создал ООО, нанял людей, прошёл сертификацию. Мыло продавал также на югах плюс "раскидывал" по торговым сетям. В первый же год прибыль составила 2,5 млн., во второй год - 7,5 млн., в третий - 23 млн. Сейчас выручка составляет более 60 млн. рублей, причем 90% от неё - продажа мыльной основы. Вуаля, встречайте кампанию "Мылофф" - яркий пример высокодоходного бизнеса.
Другой пример.
Екатерина Матанцева. Начала варить мыло в декрете. Небольшая кастрюлька позволял "нарезать" всего 15-16 кусочков мыла. Мылом пользовалась сама, дарила и продавала друзьям и знакомым. Это хобби.
Девушка не остановилась на этом. В 2010 году она сняла помещение в 30 кв. м., родители и муж дали 700 тысяч, получила помощь от службы занятости. Купила оборудование, запустила сайт. Варила мыло вместе с мамой, логистика висела на отце, муж развозил. Чистая прибыль в месяц составляла 50-90 тысяч. Это заработок.
Перерасти в бизнес этому заработку помог грант от компании Лукойл (да, да, есть и такие). Рукодельнице дали 5 млн. на 5 лет без процентов. Расширили производство в отдельный цех, наняли людей, из сайта сделали интернет-портал. Во главу угла Екатерина поставила экологичность и варку мыла с нуля, то есть без основы. Вложено в бизнес 13,8 млн. Чистая прибыль сейчас составляет 84.000.000 рублей в год. Это ещё один пример высокодоходного бизнеса - компания "Ми&Ко".
Какой же можно сделать вывод? На самом деле очень и очень простой:
ВСЁ НА 99% ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!
Если он хочет что-то делать для себя, для души - его мастерство так и останется хобби. И ничего зазорного в этом нет!
Если человек хочет заработать на своём мастерстве - это его полное право. Получится или не получится - другой вопрос.
Если же человек решает заняться бизнесом на своём мастерстве, то... пусть ему способствует в этом 1% удачи, без которой мастерство в 99% случаев остаётся заработком!
Расскажите мне Ваши мысли по поводу сказанного - будет очень здорово побеседовать.
Другие статьи блога:
Заработок на куклах: можно ли заработать некукольные деньги
Вязаные вещи, которые хорошо продаются на ярмарках
9+1 секрет успешных продаж на выставке-ярмарке рукоделия
Мы также есть во ВКонтакте и в одноклассниках.