Когда туристы приезжают в Москву, то обычно идут на Красную площадь или в Кремль, а также осматривают другие популярные достопримечательности. Но не все знают, что возле станции метрополитена «Площадь Ильича» находится любопытный Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу. Это поистине уникальное собрание под одной крышей старинных моделей самого разного вида. Чего здесь только нет!
Полмиллиона баксов
Всего представлено несколько сотен великолепно отреставрированных «колёс». Конечно, в первую очередь посетителей интересует стоимость того и или иного экземпляра. Как выяснилось, цена самых дорогих экспонатов превышает 30 миллионов рублей, то есть она составляет почти полмиллиона долларов США. Хотя цифра эта условная, поскольку вряд ли вам что-либо продадут. Ведь речь идет о штучных экземплярах.
Скажем, одной из роскошных жемчужин коллекции называют темно-зеленую «Волгу» 1974 года выпуска. Её специально изготовили для «дорогого и любимого» Леонида Ильича Брежнева, который ездил на ней в охотничьем хозяйстве «Завидово».
Этот обширный заповедный комплекс площадью 125 тысяч гектаров находится на севере Московской области. Здесь охотились ещё в царские времена. Сейчас в «Завидово» расположена уже резиденция «Русь» президента РФ Владимира Владимировича Путина.
Если говорить о Генеральном секретаре ЦК КПСС, то он частенько приглашал на охоту близких ему друзей и товарищей, а также членов Политбюро. Это касалось и зарубежных гостей: в "Завидово" проходили рабочие встречи и переговоры. Так, в 1960–1970-е годы заповедник в 150 километрах от Кремля (как известно, для необъятной России это вовсе не расстояние!) неоднократно приезжали президент Финляндии Урхо Кекконен, президент Югославии Иосип Броз Тито, руководитель Кубы Фидель Кастро и многие другие.
Охота для випов
Охота была поистине королевской. Конечно, для передвижения по лесным дорогам требовались особенно хорошие «колёса». Как известно, Брежнев был страстным автомобилистом. Его гараж насчитывал десятки машин самых разных марок. Узнав от председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина о том, что Горьковской автомобильный завод собирается производить новую «Волгу», Леонид Ильич попросил одну и для своего гаража, «чтобы ездить на ней на охоту».
Понятное дело, заказ на таком уровне считался особенным. «Виповая» машина получилась весьма комфортабельной, с удобным салоном и с хорошим отоплением. Для полноприводного внедорожника ГАЗ-24 не страшны были даже самые гиблые места.
«Поскольку ничего подобного у нас в производстве и разработках не было и не намечалось, мы решили поступить просто: соединили «двадцатьчетверку» с внедорожником ГАЗ-69, от которого взяли передний ведущий мост, коробку передач и кардан. В итоге получилась высокая полноприводная «Волга» на шинах повышенной проходимости, которая могла преодолевать и снежную целину, и бездорожье, и даже поваленные деревья», - такие воспоминания оставил заместитель главного конструктора Горьковского автомобильного завода Владимир Носаков.
Именно его назначили ответственным за «брежневский» проект. Понятное дело, на заводе все жутко волновались, но справились. Примечательно, что генсековская «Волга» и сегодня в строю. Время от времени её тестируют.
С оленем на капоте
В прошлом году знаменитый на всем пространстве Советского Союза автомобильный журнал «За рулём» отметил 90-летний юбилей. Свое приветствие прислал даже президент РФ Владимир Путин.
В честь круглой даты от музея на Рогожском Валу по Москве организовали автопробег. Более 70 автомобилей выстроились в колонну, которую сопровождал мотоэскорт, милицейская 21-я "Волга" и санитарный ГАЗ-22Д.
Все участники парада — члены сообщества владельцев и реставраторов «ГАЗ-21». Эта марка стала символом "светлых 60-х годов" - так обычно называют эпоху оттепели. Среди поклонников этой "Волги" - представители самых разных профессий.
Но всех их объединяет неизменная любовь к машине с хромированным оленем, который взмывает ракетой на капоте. Особенно потрясающе было видеть колонну на фоне «сталинских высоток». Правда, последовало особое требование — не гудеть у Кремля. «Чтобы не мешать Путину работать?» - прозвучала шутка.
Звезда и решётка
Причем у машин возраст оказался самый разный, поскольку 21-ю «Волгу» производили с 1956 до 1970 год. Отличить поколения можно было по внешним признакам: у самых ранних на радиаторе — звезда, у поздних – особая вертикальная решетка. Есть и более мелкие отличия. На машине ГАИ - ностальгическая надпись «Милиция СССР», громкоговорители и круглая мигалка. Как в старых фильмах. Или как в детстве...
Говорят, хозяина машины Василия Скибы то и дело тормозят инспекторы на дорогах. Но не для того, чтобы выписать штраф, а чтобы пофотографироваться и восхититься.
Когда колонна остановилась на отдых, то открылись багажники, из которых стали доставать чай, кофе и бутерброды. А в одном багажнике стояла латвийская радиола «Ригонда» рижского радиозавода имени А. С. Попова, из которой звучала группа «Битлз». Точно такая же была в нашей семье.
Проездной на конку
Но вернемся в музей. Оказалось, здесь проводятся различные тематические выставки. Скажем, экспозиция проездных билетов. Её основой стала коллекция Николая Маслова, которую он собирал на протяжении многих лет. Народ с интересом разглядывает проездные билеты, маршрутные указатели, таблички, униформа кондукторов. Поистине уникальный экспонат – проездной на конку, трамвай на конной тяге. Билетик был выдан более 100 лет назад. Стоил 5 копеек.
Пассажиры тогда располагались не только в вагончике, но и на крыше, которая называлась империалом. Народ сидел спиной друг к другу и лицом к противоположным сторонам улицы. По бортикам крыши шли перильца, к которым прикреплялись вывески с рекламными объявлениями.
Ваш билетик!
На протяжении многих лет главным лицом общественного транспорта был кондуктор. Он не не только «обилечивал» пассажиров, но и объявлял остановки, подавал сигнал водителю об отправлении и следил за порядком. Работа эта была не из легких, поскольку нужно было безошибочно определить, действителен ли проездной, не подделана ли печать, не подменили ли фотографию. Сейчас, конечно, все гораздо проще: на помощь пришла компьютерная техника.
А еще сегодня трудно себе представить, что когда-то билетики были черно-белыми. Никого не удивишь нынче и магнитной полоской. А не так давно в Москве был выпущен новый проездной билет в виде старинного жетона. Внутри спрятан микрочип, как в обычных пластиковых билетах. Пополняется этот круглый проездной и в кассах, и через Интернет с помощью мобильного приложения.
Так что, если будете в Москве, как раз можете приобрести на память жетон и доехать до музея на Рогожском Валу...
Фото автора, из архива.
ПС. публикации на тему «Достопримечательности Москвы»
О посещении наивысшей точки Европы https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/o-posescenii-bashni-federaciia-naivysshei-tochki-evropy-5cddbb5cc3886300b3496cdb
В бункере Сталина на Таганке https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/v-bunkere-stalina-na-taganke-5ccd4a3c4900f400af337be0
Москва с высоты птичьего полёта https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/moskva-s-vysoty-ptichego-poleta-5ce7b4a681b8e600b3b7e1f4
В Музее русского самовара https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/v-muzee-russkogo-samovara-5cc0b5a40960c900b4e62a30
В Москве представили старинную конку https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/v-moskve-predstavili-starinnuiu-konku-5cbc170e86d81f00b54b68d0
Парад трамваев в Москве вызвал большой интерес https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/parad-tramvaev-v-moskve-vyzval-bolshoi-interes-5cbb1ef1bc785500b3b6b1ba
О тематических составах Московского метро. Позади 30 лет
В Москве представили старинную конку
Что мы увидели в "Музеоне"
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/chto-my-uvideli-v-muzeone-5cd80559fd8dc600af7722a9
В Музее железнодорожного транспорта
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/v-muzee-jeleznodorojnogo-transporta-5cd3f6f7bd085200b36d3893
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart . Ставьте, пожалуйста, лайки. Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!