В начале войны советская армия понесла огромные потери, в том числе и военнопленными. Причин тому много и попробуем разобраться в главных из них. Точка зрения автора является субъективной и может не совпадать с другими.
Великая отечественная война началась сколь неожиданно, столь и предсказуемо для многих советских граждан. Мало мальски думающие люди понимали неизбежность столкновения двух держав. Свою трагическую роль сыграло сообщение ТАСС от 13 июня 1941 года, которое категорически опровергало все слухи о возможности военных действий и, в некоторой степени, успокоила граждан и некоторых военачальников.
Ответственность за столь ошеломляющее поражение РККА в первые месяцы войны, на мой взгляд, лежит целиком на руководстве страны и на ее лидере в частности. Но статья не об этом. Стоит отметить, что достойный отпор был всё же дан на некоторых участках. Это и бессмертный подвиг Брестской крепости, и советских пограничников, и советских моряков. К слову нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов активно приводил флот в боевую готовность в течение всей весны 1941 года и немцу не удалось достичь решающего преимущества ни на одном участке.
Причин поражения РККА множество и их стоит рассматривать в совокупности. В детстве я всегда думал, что Гитлер напал внезапно, техника у нас была хуже и вообще страна к войне была не готова. В общем то так оно и было на самом деле. За исключением техники, в которой СССР имел по некоторым показателям даже превосходство над Германией и ее союзниками. Предвосхищаю споры по этому поводу, поэтому отмечу, что точных данных так никто и не знает. Поэтому выдвигаются различные версии, но почти все они сходятся в том, что превосходство РККА по некоторым показателям было. Вот один из вариантов.
Правда у Гитлера вся техника была преимущественно сосредоточена у границы, а наша была рассеяна по огромной территории. Вот вам и одна из причин поражений. Также сыграл свою роль и эффект неожиданности - некоторые командиры и политруки под угрозой трибунала запрещали распространять любые слухи. Незабвенный Лермонтов писал: "Всё смешалось в кучу кони, люди..." И действительно растерянность была почти повсеместной. А. А. Начинкин – воентехник II ранга, командир взвода 13-го танкового полка 7-й танковой дивизии 6-го механизированного корпуса в своих воспоминаниях пишет: "беззащитность с воздуха очень дорого нам обошлась в первый день войны. Немец сжёг нам все лёгкие танки, часть огнемётных. Остались только Т-34. За первый день в своём батальоне мы потеряли около 40% танков."
Преимущество немца в небе было тотальным, 90% советских самолётов были уничтожены на земле и так никогда и не взлетели.
Кто был в этом виноват? Ну явно не сами лётчики.
В плен сдавались массово, люди оказывались брошенные своим командованием и попадали в котлы из которых выбирались не многие. Штаб мог находиться в одном месте, а военные части в совершенно другом. Кругом царила неразбериха.
Сказались на боеспособности армии и сталинские репрессии 37-38 годов, которые выкосили элиту командного состава. В 41 году многие младшие офицеры просто не соответствовали своим должностям по уровню подготовки и опыту командования. Естественно люди были просто растеряны, оказавшись в одночасье в страшной мясорубке. А если растеряны командиры, то что говорить о бойцах? Люди просто не знали что им делать, старались выйти из окружения, сбивались в кучки и шли к своим. А немцы не знали, что им делать с таким количеством пленных. По сути возникла гуманитарная катастрофа. Огромное количество пленных стало неожиданностью для вермахта. Поэтому участь многих людей, попавших в плен была печальной. По данным министерства обороны из 4 миллионов попавших в плен, вернулись из плена 1 836 562 человек, из них направлены: около 1 млн — для дальнейшего прохождения военной службы; 600 тыс. — для работы в промышленности в составе рабочих батальонов; 339 тыс. (в том числе 233,4 тыс. бывших военнослужащих) — в лагеря НКВД, как скомпрометировавшие себя в плену. Но это уже совсем другая история.