Среди местных существует предание: во времена татаро-монгольского нашествия, когда неприятель шел по земле мещерской с намерениями недобрыми, была разграблена и уничтожена деревня близ реки Нармы. Люди, которым удалось спастись, бежали в леса междуречья, укрываясь в норах — специальных землянках, в которых можно было жить. Постепенно в этом месте образовалось поселение, которое сегодня носит имя Норино. Жизнь в богатом лесу постепенно сформировала и быт деревенского населения — в этих местах обитали самые виртуозные плотники и резчики по дереву. Отголоски былого мастерства до сих пор можно увидеть на окнах домов. Команда YA62.ru приехала в Норино, чтобы прикоснуться к наследию выдающихся плотников рязанской земли.
Деревня Норино разрасталась постепенно и достигла своего расцвета, как и многие села, в период советской власти. На момент переписи 1790 года в Норине был всего 71 двор. Однако местные жители во все времена отличались крепким нравом добытчиков. Например, в начале прошлого века между норинскими и братиловскими разгорелась борьба за строевой лес и луга. Сказать по правде, первые и так самовольно косили траву и рубили лес, но после революции землю было решено перемежевать, и по всем правилам отойти она должна была именно к Норину. Но те пожалели новую пару валенок для землемера, и специалист, затаив обиду, отписал участок деревне Братилово. Что, впрочем, не мешало норинским воровским образом продолжать пилить лес. И создавать из него шедевры.
— Плотники здесь жили отличные, да поумирали уже все, – рассказывает местная жительница тетя Маша. — Ходили в отходы, строили людям дома и фермы. Ездили даже в Калинин, что под Ленинградом. Как война прошла, дома и скотные дворы — все там разбито было. Наши мужики не один год там работали, отстраивали все заново. Когда-то и в Норине была ферма большая, да все давно пришло в упадок. А тогда, когда колхоз был, мужиков из деревни отпускали неохотно. Ненадолго уедут — а к сенокосу снова возвращаются. По осени председатель колхоза их опять отпускал.
Старожилы утверждают, что норинские мужики были не только прекрасными востребованными плотниками, но еще и виртуозными столярами и резчиками по дереву. Рассказывают, что у многих в домах до сих пор хранится изысканная мебель, сделанная умельцами вручную.
Ремесленное дело, как и принято, передавалось от отца к сыну. В каждом доме в Норине раньше жили не меньше шести человек: мать с отцом, дедушка с бабушкой, детишки. И все по мужской линии умели работать с деревом.
— Раньше все сами для себя делали: и дом строили, и наличники вырезали, были у мастеров специальные ножовки, а работа выходила — ювелирная, — продолжает свой рассказ тетя Маша. — Сын мой, вот, тоже от отца перенял умения. Работает плотником, на несколько деревень. Работы особо нет, да и здоровье уже не позволяет, не наездишься в город. Вот и мастерит: кому дом обошьет, кому — крыльцо построит.
Среди умельцев местные жители вспоминают фамилию Пушкиных. Говорят, Иван Иванович Пушкин был вроде норинского Кулибина — он не только вырезал по дереву и работал на столярном станке, но еще и изобрел шерстобитную машину, которая пользовалась популярностью у женщин деревни.
— Пушкин окончил училище на краснодеревщика, делал мебель, — рассказывает Наталья Левина, чьи родители жили в Норине. — Его даже приглашали в Москву реставрировать музей. Но долго у него там прожить не получилось, затосковал по родной деревне и вернулся в Норино.
Если говорить о виртуозности местных резчиков, то жители Норина вспоминают о деревянной статуе Иисуса в терновом венце. Вокруг нее ходит много легенд, в том числе и о том, что выполнена она из редчайшего дерева, а над созданием скульптуры работали как раз таки резчики из Норина. По одной из версий, статуя создавалась по обету 40 лет специально для тумского храма, и было это почти четыре века назад.
Сегодня в Норине постоянно живет от силы человек 50. И в основном это старики.
— Я человек пожилой уже, плохо сплю, много вспоминаю, — продолжает свою историю тетя Маша. — Порой лежу, начинаю считать, сколько народу жило раньше в деревне — страшно становится. Давеча, начала по порядку, дошла мыслями до своего дома — 70 человек насчитала! А сейчас что? Оживает деревня только летом, когда дачники с детьми приезжают. Но в мою молодость было куда веселее. Бывало, на Масляну неделю, песни, пляски, все гуляют. Гармонь только зазвучит, так и старики пускались в пляс. Куда все делось? Сосед один теперь только курлыкает маленько на гармони, да и все.
В советское время Норино было обеспечено всеми благами социализма: здесь была начальная школа, библиотека, клуб, магазин. Регулярно ходил автобус до Тумы.
Когда норинская ферма еще работала, деревню предполагалось расширить и даже построить еще одну, параллельную основной, улицу. В поле за деревней и сейчас жилыми стоят два дома, до которых не дошел прогресс дорожного строительства.
А вместо веселых праздничных гуляний люди коротают время и общаются друг с другом в те дни, когда приезжает автолавка.
— Жаловаться не на что, ходит часто, — рассказывают местные. — Четыре раза в неделю. Привозит нам продукты, иногда приходится заказывать лекарства из Тумы.
Как рассказали норинцы, выезжать самим из деревни приходится редко — чтобы уехать на единственном общественном транспорте, нужно топать в соседнюю деревню, Колесниково. Там раз в неделю, по четвергам, когда в Туме работает рынок, ходит автобус. Вот только его стали отменять часто, а людей об этом даже не предупреждают. Такси от Норина до Тумы стоит 800 рублей. Откуда у пенсионеров такие деньги? Да и нужды в поездках нет, когда автолавка всем обеспечивает.
— Есть тут у нас такая Наталья Левина, мы ее уже своей признали, хоть она и не отсюда родом, — рассказывают местные жители. — Она ведь нам медпункт купила, без нее его бы закрыли. У нее родители из Норина, и когда они умирали — завещали, мол, Наташа, не бросай норинских стариков.
Как рассказывает сама Наталья, раньше медицинский пункт располагался в деревянном здании старой школы. Здание обветшало настолько, что протекала крыша и трескалась печка.
— Мы сперва починить хотели, но мастера сказали нам, что здание настолько прогнило, что находиться в нем опасно, — рассказывает Наталья Левина. — Какое-то время местный фельдшер просто ходила по домам к своим пациентам. А в 2016 году мне удалось собрать нужную сумму денег, чтобы установить здесь модульный медпункт.
По словам жителей деревни, если бы не Наталья, то остались бы они без медпункта, поскольку местные власти помогать не торопились.
— Нам сказали так: медпункт не положен, вас и так мало осталось, да и деревня лет через пять умрет, – вспоминает жительница деревни. — А вот у нас нет в планах так рано помирать. Теперь к нам даже врачи приезжают с осмотрами. А раньше нам самим к ним кататься приходилось.
Есть в Норине такое место — называется «Илюшкин омут». Там в окружении леса стоит святой источник. По преданию, примерно на этом месте несколько веков назад была часовня. Люди возле нее не жили, и разросся вокруг густой лес. Местный барин решил часовню перенести ближе к людям, но, когда поехал в лес ее разбирать, места того не нашел. Зато там появилось откуда ни возьмись озерцо. В конце XIX века в том самом месте забил родник, и жители Норина оборудовали вокруг него новую часовню: большую, со сводчатыми потолками и иконами выше человеческого роста. Недолго она такая простояла. Пришли коммунисты, сожгли иконы, а постройку разобрали на клуб.
Тогда деревенские снова соорудили часовню, деревянную и принесли в нее свои иконы. В ответ советская власть попросту сожгла постройку вместе со всем содержимым.
Когда прошла Великая Отечественная война, норинцы снова взялись за строительство часовни. По воспоминаниям местных, принимал в этом участие и умелец Пушкин, который специально создал для источника резные деревянные украшения.
Совсем недавно родник обновили в четвертый раз. Можно сказать, всем миром построили его заново. И снова местным жителям пришлось бороться с властью за сохранение «Илюшкина омута».
— Оказалось, что тот лес, в котором стоит источник, не относится к заповедной зоне и принадлежит частному лицу на правах аренды, — рассказывает местная жительница Марина. — Лес был обречен на вырубку. Из-за этого и родник бы в скором времени пропал. В природе все взаимосвязано.
Чтобы спасти источник, активисты Норина обратились к сотрудникам РГУ им. Есенина, которые провели огромную исследовательскую работу на местности. Они выявили в лесном массиве редких птиц и растения, что позволило включить часть леса с родником в охраняемую зону. Так норинцы и родник восстановили, и лес отстояли.
Активисты деревни много хорошего делают для себя и для старожилов Норина. Благодаря им, тем, кто помоложе, сравнительно недавно был организован регулярный вывоз мусора. Наличием собственного контейнера может сегодня похвастаться далеко не каждый маленький населенный пункт.
А летом прошлого года жители наконец добились ремонта дороги в Норине.
— Приезжала такая техника, какую мы отродясь не видели, — рассказывает Марина. — Дорога теперь у нас хорошая, что и говорить. Но, если по весне снова начнут ходить лесовозы, от нее ничего не останется.
Таким ровным асфальтом на всем пути от Тумы может похвастаться только Норино. Впрочем, заканчивается дорога там же, где и начинается, ибо деревня эта тупиковая.
Жителям Норина не удалось продолжить столярные и плотницкие традиции своих предков. Но многие стараются по возможности сохранить хотя бы историю. Ее и сегодня можно прочитать по крепким деревянным домикам, резным крылечкам и виртуозным узорам наличников. Не зря некоторые туристы-путешественники приезжают в Норино просто поглазеть.
Фоторепортаж доступен по ссылке.
Наличники изучала Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова
Читай, где удобно! YA62 в Яндекс-новостях