Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29 марта 2018 года по делу № А38-26/2019
Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества экологического сбора за 2017 год
Решение суда: Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Административного органа.
Фабула дела:
Между Обществом и организацией заключен договор об утилизации отходов, по условиям которого организация оказывает услуги по обеспечению утилизации отходов Общества от использования товаров, включая упаковку.
В ходе проведенной проверки Административный орган указал, что Общество не подтвердило факт утилизации отходов, образующихся в результате утраты потребительских свойств упаковки, выпущенной им в обращение в 2017 году. При этом организация, которая должна была обеспечить выполнение нормативов утилизации по договору с Обществом, лицензию на осуществление такого вида обращения с отходами не имеет.
Полагая, что Общество не исполнило обязанность по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов, Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества экологического сбора.
Правовое обоснование:
1. В соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») обязанность производителя товаров по их утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Названная отчетность предоставляется производителями товаров до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, в порядке и по форме, установленным Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 8 декабря 2015 года № 1342).
2. Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления, действующему с 31 декабря 2017 года, выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- актами утилизации отходов от использования товаров;
- договорами в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
3. Общество указало, что в отношении упаковки произведенного им товара экологический сбор взыскивается неправомерно, так как нормативы утилизации отходов от использования такой упаковки в 2017 году выполнены в полном объеме путем заключения договора об утилизации отходов с юридическим лицом. При этом факт выполнения нормативов подтверждается составленным сторонами договора актом утилизации отходов, обязательная форма которого отсутствует. Учитывая, что утилизированные отходы имели V класс опасности, наличие лицензии по обращению с ними не требовалось. Отчетность, подтверждающая выполнение Обществом нормативов утилизации, сдана в уполномоченный орган своевременно.
4. Согласно материалам дела, в подтверждение выполнения нормативов утилизации Общество предоставило Административному органу договор и акт утилизации отходов, заключенный с организацией.
Между тем, по мнению Административного органа, названные документы не могут рассматриваться в качестве доказательств утилизации Обществом отходов от использования товаров, так как выданная организации лицензия предоставляет ему право только на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, отходов I – IV классов опасности, исключая право утилизации таких отходов.
5. Суд указал, что довод Административного органа является ошибочным, так как организацией осуществлена утилизация отходов, имеющих по Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, V класс опасности. Следовательно, применительно к положениям статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по утилизации таких отходов не применимо.
6. Также суд указал, что ссылка Административного органа на несоблюдение Обществом формы акта утилизации отходов, являющейся приложением к письму Росприроднадзора от 15 декабря 2016 года № АС10-01-36/25460, неправомерна, так как составление акта в такой форме имеет лишь рекомендательный характер. Требование о составлении актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, включено в пункт 14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров только 17 октября 2018 года и вступило в силу 3 ноября 2018 года. При этом до настоящего времени формы актов уполномоченными органами не утверждены.
7. Таким образом, Общество выполнило обязанность по выполнению установленных на 2017 год нормативов утилизации отходов от использования такой упаковки, как мешки и сумки бумажные, изделия упаковочные пластмассовые прочие, в которой в 2017 году размещался производимый Обществом товар, представив своевременно надлежащую и достоверную отчетность о выполнении нормативов в соответствующий Административный орган.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что на Общество не может быть возложена обязанность по уплате экологического сбора в отношении названной упаковки.
Резюме суда:
Наличие лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов I – IV классов опасности не имеет самостоятельного правового значения для подтверждения факта выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки при условии утилизации отходов V класса опасности.
При этом использование формы акта утилизации отходов, являющейся приложением к письму Росприроднадзора от 15 декабря 2016 года № АС10-01-36/25460, носит рекомендательный характер.
Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия