С детства обожаю этот вид общественного транспорта. 15 мая он отметит свой очередной, уже 84-й день рождения. А на днях я ехал на весьма интересном тематическом поезде с многочисленными картинками, посвящённом кинематографу. Оказывается, немало фильмов снято именно под землей.
Первым был «Цирк» с Любовью Орловой
Самой первой картиной был знаменитый «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли, который вышел на экраны еще в 1936 году, то есть через год после открытия подземки. Эту советскую музыкальную комедию снял режиссер Григорий Александров по сценарию, написанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка».
Тогда “засветилась” станция «Охотный ряд», открытая как раз в 1935 году. Как известно, она расположена рядом с Госдумой РФ, которая сегодня находится на улице Охотный ряд в величественном здании бывшего Госплана СССР. В фильм «Цирк» есть смешной эпизод, когда конструктор-любитель Шурик Скамейкин выскакивает из поезда как раз на станции «Охотный ряд». Затем он пытается подняться с чернокожим малышом на руках по эскалатору, который едет вниз.
Откуда негритёнок?
Напомним сюжет. Действие комедии происходит в СССР в 30-е годы прошлого века. На гастроли в Москву приезжает американский цирковой аттракцион «Полёт на Луну». Звезда из-за океана Мэрион Диксон (Любовь Орлова) пользуется огромным успехом у зрителей. Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. Однако нечестный западный импресарио Франц Фон Кнейшиц, боясь потерять выгодный контракт, устраивает провокацию. В итоге возмущенная Мэрион со своим маленьким чернокожим сынишкой остается в Союзе.
Полицейская академия
Московское метро не раз попадало и в иностранное кино. Одной из самых первых в роли съемочной площадки выступила станция «Новослободская», открытая в 1952 году. Здесь, в частности, создавались эпизоды комедии «Полицейская академия-7: Миссия в Москве», которая вышла в 1994 году. Сюжет фильма в духе того крутого времени: освободившаяся от коммунистических оков Россия становится на путь превращения в цивилизованную демократическую страну по западному образцу.
Московская милиция просит помощи у более продвинутых американских коллег в деле о поимке особо опасного криминального авторитета Константина Конали. Последний обнаглел до того, что захотел стать владельцем Красной площади, Кремля и даже Мавзолея Ленина. Прилетает лично комендант Полицейской академии Лассард.
Нью-йоркское - это просто сортир!
В одном из эпизодов американец восхищается “великолепным Московским метро”, добавляя, что «Нью-йоркское - это просто сортир!» Спорить не будем — не бывали.
Отметим, что «Новослободская» попала и в культовую советскую мелодраму «Москва слезам не верит». Премьера состоялась в конце 1979 года. А в 1981 году картина получила престижную премию американской академии кино «Оскар». Судьба сводит героиню Ирины Муравьевой Людмилу с будущим мужем-хоккеистом Сергеем (Александр Фатюшин) на «Новослободской».
Спортсмен замечает девушку еще на эскалаторе, хотя знакомится с ней лишь в вагоне. Следующая станция - «Охотный ряд». Однако эта надпись, оказывается, фальшивая, поскольку во время съемок, в 70-е годы, станция превратилась в «Проспект Маркса». Старое название вернули, чтобы перенести зрителей в 50-е годы, когда парочка знакомится.
Витражи из Риги
Причем надпись появилась все на той же «Новослободской». Между прочем, визитная карточка этой станции - 32 оригинальных витража из разноцветного стекла, которые освещаются изнутри. Они обрамлены сталью и золоченой латунью. Эти шедевры были выполнены по эскизам знаменитого художника Павла Корина в Латвийской ССР, а именно в мастерских рижского отделения Художественного фонда СССР.
Павел Корин прославился тем, что после Великой Отечественной войны руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи. Он работал над целой серией станций метрополитена. Именно его мозаики многие москвичи и гости российской столицы видят на «Смоленской», «Павелецкой» и «Комсомольской». Последнюю часто называют «воротами Москвы».
Опасный возраст
“Засветились” в кино и другие станции. Причем и тут не обошлось без Прибалтики. В 1981 году вышел фильм Александра Прошкина «Опасный возраст», в котором рассказывается о нелегком разводе супругов Родимцевых.
Талантливого парфюмера Наркиса сыграл Юозас Будрайтис, а его супругу, научного работника Лилию - Алиса Фрейдлих. Они решают разойтись после 20 лет брака. Разменивают квартиру и разъезжаются по разным концам Москвы, перестав общаться. Не смог помирить родителей и сын Дмитрий, которого сыграл Антон Табаков. Душевные переживания Наркиса приводят к потере уникального обоняния.
Метро примирило
Однако именно метро стало тем местом, где супруги случайно встретились. Трогательная сцена снималась на станции «Фили», открытой в 1959 году. Стоя на противоположных платформах, Родимцевы громко кричат, рассказывая друг другу о себе. В какой-то момент парфюмер вдруг почувствовал, что к нему снова вернулась обоняние. Так что все заканчивается на позитивной ноте.
Кстати, начинается “Опасный возраст” тоже с подземки: Наркис и Лилия встречаются у станции "Маяковская", чтобы вместе отправиться в суд на развод.
"Киевская" - рекордсменка
А настоящей рекордсменкой можно назвать станцию "Киевская", которая появилась на свет в марте 1954 года. В ее интерьерах создавались сцены трех советских и одного зарубежного фильма.
Так, в 1960 году вышла популярная картина "Леон Гаррос ищет друга" с Татьяной Самойловой и другими известными артистами. Уже в самом начале фоторепортер Грегуа (Жан Гавен) отправляется на прогулку по Москве и оказывается на станции "Киевская".
На эскалаторе он замечает красивую девушку и безуспешно пытается ее догнать. А в 1990 году режиссером Владимиром Наумовым на «Киевской» была снята драма "Десять лет без права переписки".
Главный герой фильма Михаил (Борис Щербаков) приезжает в Москву вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Его цель - отомстить доносчику, из-за которого в 1937 году был расстрелян его отец.
"Фили" с "окном"
В фильме есть сцена, в которой Михаил с помогающими ему в поисках Ниной (Наталья Белохвостикова) и Колей (Александр Панкратов-Черный) он идет за информацией к живущему в метро странноватому профессору Исаю Львовичу (Евгений Евстигнеев). В эпизоде видна "Киевская". Хотя комнатка ученого снималась уже в другом месте, а именно - на станции "Фили". На платформе даже была построена декорация с большим окном, за которым ходили поезда и через которое машинисты передавали необычному обитателю сумки с продуктами.
Список фильмов, в которые попали те или уголки Московского метро, можно еще долго продолжать. Но понятное дело, что он все время пополняется...