❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)
🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg
В предыдущей статье, я привела пример известного эксперимента Альберта Бандуры, свидетельствующего в пользу того, что просмотр фильмов со сценами жестокости или агрессии провоцирует соответствующее поведение у детей. Однако в этой статье, я бы хотела рассказать о том, что несмотря на эти данные, в современной психологии так и не установилось единое мнение по этому поводу.
Просмотр современных видео делает детей более агрессивными?
Согласно одному из моих учебников по психологии развития:
Perinat, A. (2017). Desarrollo socioafectivo en niños y niñas de 2 a 11 años. Barcelona: Universitat Oberta de Catalunya.
несмотря на то, что во многих мультфильмах и компьютерных играх присутсвуют сцены с агрессией, до сих пор не доказано, что современные дети более жестоки, чем в другие эпохи. И если предположить, что это так, то опять же остаётся недоказанным, что причины тому – современные фильмы и передачи.
Не существует простой и прямой связи причина-следствие между просмотром агрессивных сцен на экранах телевизоров и мониторов и проявлениям агрессивного поведения детей в реальной жизни (по крайней мере такие данные, которые обладали бы 100% уровнем надёжности очень сложно продемонстрировать).
И всё же остаётся очевидной проблема современных мультфильмов, ведь многие из них неявным образом обесценивают диалог, когда дело касается разрешения конфликтов, по сравнению с силой, и это особенно легко усваивается детьми младшего возраста.
Обратимся к исследованиям
Чтобы углубиться в вопрос, я решила поискать современные научные статьи посвящённые влиянию насилия на экранах на детей и подростоков. И действительно, выяснилось, что в научной среде нет абсолютно никакого согласия по этому поводу! Противоречие на противоречии и противоречием погоняет (с).
Например, вот в этой обзорной работе, авторы утверждают, что просмотр фильмов со сценами жестокости (так же как и подобные игры) учащают случаи агрессивного поведения у детей и молодёжи:
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/1467-9280.00366
А вот в этом исследовании, в котором участвовали 1254 ученика седьмых и восьмых классов, сделаны выводы, что увлечённость жестокими компьютерными играми никак не может предсказать агрессивное поведение и булинг среди детей:
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0011128710362201
Ну и конечно же нашлись и те, кто стоит посередине. В следующей работе авторы утверждают, что не существует весомых свидетельств о влиянии агрессии на экранах на увеличение фактов серьёзного проявления жестокости или правонарушений в реальной жизни, однако допускают возможность (при этом отмечая необходимость дальнейших исследований), что такие фильмы и игры могут некоторым образом влиять на проявления буллинга и формирование агрессивных черт в характере.
https://link.springer.com/article/10.1176/appi.ap.28.2.144
Получатся, что простого и ясного ответа нам, увы, не получить. Более того, бывает очень сложно отделить влияние жестоких игр на агрессивное поведение ребёнка от, например, влияния неблагополучного микро-климата в семье...
Лично я считаю, что существует некоторая опасность подобных фильмов и игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда моральные и нравственные установки находятся в процессе активного становления.
Что же касается детей постарше и подростков, то у них, как правило, уже достаточно сформировавшееся сознание и уже в большей степени они интерпретируют фильмы, чем фильмы "лепят" их. Что, однако, не означает полное отсутствие влияния медиа, просто это влияние выходит на другой уровень – могут внушаться неявным образом более сложные идеи, убеждения, а не так что увидел мордобой на экране – и захотел пойти и дать кому-нибудь "в табло".
В свете всего вышесказанного, особенно важным становится не столько жёсткое ограничение просмотра телевизора детьми (что конечно же необходимо в определённой степени), сколько обучение критериям оценки того, что они смотрят, соответственно их возрасту (что-то вроде "видишь, винтик ударил шпунтика и сделал ему больно, а ведь можно было..." ну и т.д.).
Спасибо за внимание, друзья!