Дочка утащила бутылку шампанского. Вернулась домой в состоянии, которое можно охарактеризовать простой и емкой фразой — джипиэс сломался, автопилот не включается! На рогах, короче. Попыталась следы опьянения скрыть. Прямо с порога пропела:
-Маааааамаааааа, я пришлаааааа!
Повесила куртку и рухнула на пол — вместе с курткой и прочей одеждой сверху на весь этот натюрморт рухнула вешалка.
Родители в шоке. Нервном. Который со смешками. Рассказывают эту историю с вопросами — мол, что делать? Как спасать чадушко от тайно подобравшегося алкоголизма?
Чадушку, на минуточку, семнадцать годочков по макушечке стукнуло, восемнадцать на носу. Чадушко почти беспроблемное, школу оканчивает. Родителям бы радоваться, ну, подумаешь, напилась. Так нет, устраивают истерики…
Ей богу, именно такие мысли были, когда рассказали хроники алкогольного преступления. Я знаю, знаю, сейчас многие схватились за голову заявили — да что ж это за родитель такой? Ну, а потом добавили — не твой ребенок напился…
Ну да, не мой. И не мой ребенок утащил из холодильника вино. Наверное, потому я так спокойно отношусь и к факту пьянки, и к факту банальной кражи. Хотя будь я на месте родителей, я бы больше о краже обеспокоился, даже если эта бутылка и стоила триста рублей в ближайшем магазине. Просто сам факт того, что подросток может украсть что-то дома — вот это напрягает.
А пьянка...
Тут дело смотрите в чем: подростки всегда пьют. Есть какой-то мизерный процент тех, кто не пробует алкоголь тайком от родителей, но он реально мизерный. Остальные — исследователи, блин.
Вспомните себя в этом возрасте. Могу даже перечислить ассортимент. Который вы, скорее всего, употребляли. Бренди «Слынчев бряг», ликеры по типу «Амаретто», водку в жестяных банках, кто постарше — спирт «Рояль», а кто попроще — жуткую болтушку в тетрапаке — «Изабеллу» и всякую ароматизированную красную дрянь, так?
Так, так… Ну, может только список наименования слишком краткий, разнится он в зависимости от места проживания. Пили в подъездах и в парках, на свободных квартирах друзей и в лесополосах. Где только не пили.
А все почему? Вовсе не потому что выпить хотелось, пили ведь, морщились думали — как такую гадость взрослые употребляют.
Но тут ключевое слово — взрослые.
Взрослые чаще всего сами акцентируют внимание на алкоголе, запрещая его употреблять. Дети и подростки на всяких праздниках видят, что взрослые пьют, но… Им, детям и подросткам, пить запрещено.
— Вот вырастешь, так хоть упейся, а пока мелкий — ни-ни, — чаще всего говорят им взрослые, при этом они не акцентируют внимание на том что алкоголь, в принципе, пакость. Тут акцент смешается на то что «вот вырастешь». В глазах юного создания алкоголь начинает равняться взрослости, а вырасти ох как хочется.
Вот и пьют. Чтобы самим себе показаться взрослыми.
Я, кстати, заметил, что в семьях, где к спиртному относятся спокойно (то есть из факта того, что его попробует подросток не делают драмы), юное поколение к алкоголю не тянется. Тут уточню — я не имею в виду семьи алкоголиков, нет. Просто обычные семьи, в которых спиртное может храниться дома в открытом доступе, а если деть решит выкинуть фортель с его употреблением, не поднимут бучу. В которых, во время посиделок, скорее могут разрешить что-то попробовать, чем запретят, мотивируя тем что «ты еще маленький».
У меня племянник именно так вырос: хочешь? Ну, вон в холодильнике вино, бери… Так вот парадокс — не берет. И при родителях не берет, и без родителей не берет. Не вкусно ему, а еще — не интересно. Какой тут интерес, если взрослость доказывать не надо?
Я не призываю детей поить, нет (это я еще раз поясняю, если кто не понял). Я говорю о том, что запреты всегда приводят к тому, что их хочется нарушить, а в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Получается этакий запретный плод, пьяная ягодка, маркер взрослости. А если этого ярко выраженного запрета избегать (и самим не акцентировать внимание на том, что алкоголь разрешен исключительно взрослым, вот вырастешь — пей), то его употреблять и резону нет, в нежном возрасте-то…