«Неестественные причины» Ричарда Шеперда - удивительная и многослойная истор
Первый слой - клинические случаи. Поправочка: клинические случаи, которые известны всему миру. Смерть принцессы Дианы произошла не в машине, а в больнице. И причиной были отнюдь не черепно-мозговые травмы, несовместимые с жизнью, а разрыв вены в легком и внутреннее кровотечение. Диана говорила и была в сознании, в то время как обратный отсчет начался: оставались минуты до потери сознания и безуспешных попыток прооперировать принцессу. И она не была беременна, долой теории заговора. ДНК-экспертиза погибших в теракте 11 сентября 2003 года в США продолжалась более 10 лет - иначе и быть не могло, когда частички мертвой плоти просеивали и извлекали с ювелирным прилежанием и великим уважением. И еще десяток менее известных, но не менее трагических событий препарируются острым секционным ножом и точными формулировками мистера Шеперда, и от этого просто дух захватывает.
Второй слой - чертова медицина. Медицина как мечта, судебно-медицинская экспертиза как призвание. Работа - главная награда и проклятие. Полагаю, многие врачи уже ощутили тепло солидарности, потому что все мы, в общем-то, немного там побывали. Когда без медицины не можешь жить, а медицина тебя ест, как заправский маньяк-каннибал. Когда работа снится, когда с семьей все равно ты мыслями на работе, когда дети унаследовали твое проклятье и счастье в одном деле жизни и тоже идут в медицину. Господин Шеперд очень близок и понятен любому врачу, даром что англичанин и джентльмен, в то время как мы тут в России тихонько материмся, читая очередной приказ Минздрава.
Третий слой - семья. Когда судебная медицина становится способом легально не испытывать эмоций, когда все внешние атрибуты семейного счастья в виде жены, детей, собаки, красивого дома и достатка вроде бы имеются, а в слово «счастье» этот простой с виду пазл не складывается.
Четвертый слой - болезнь. Врачи болеют, сюрприз! И часто пропускают тревожные звоночки, доводя болезнь до серьезной стадии, когда все становится неважным и в какие-то 60 лет любимое дело утрачивает смысл, а потом и вовсе превращается в главный сценарий ночных кошмаров и пугающих флешбеков посттравматического стрессового расстройства.
Пятый слой - скромность, искренность и стремление не изменять себе мистера Шеперда, которые с первой страницы вызывают огромную симпатию.
Эта книга о разных сторонах медицинского мира. О том, как призвание легко превращается в каторгу и о том, как непредсказуема жизнь. Это очень вдохновляющая и - внезапно - жизнеутверждающая книга, потому что возможность посмотреть глазами профессионала на смерть заставляет по-новому взглянуть и на повседневную жизнь. Это очень честная книга о том, какое дерьмо и какое вдохновение можно получить, работая врачом.
И вот я ловлю себя на мысли, перевернув последнюю страницу: «Могу ли я быть сострадательнее, уважительнее к пациентам, чем раньше?»
Не так уж и плохо для нашей циничной реальности. Спасибо вам, мистер Шеперд, за двое бессонных суток над вашей прекрасной книгой, за изящные разборы человеческих тел и судеб, за желание быть лучше и за простой урок ценить те простые радости, которые каждый день проходили для меня незамеченными.