Среди большого числа экспонатов Воронежского Музея-Диорамы есть пара самоходных артиллерийских установок СУ-100.
СУ-100 — это советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе.
Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года.
Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии.
Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.
Обе машины очень похожи.
История ближней мне доподлинно неизвестна, зато про дальнюю есть любопытные подробности.
В социальных сетях упоминается, что эта СУ-100 из немецкого города Эберсвальде.
Там находился штаб нашей 20-й армии.
Ещё одно фото этой машины в Eberswalde.
20-я Армия в конце 1980-х выводилась из Германии в Воронеж.
В том числе были вывезены и экспонаты выставки у штаба.
Танк ИС-2 установили в небольшом сквере на улице Дмитрия Горина, а САУ СУ-100 подарили Музею-Диораме в центре Воронежа.
Рядом поставили вторую СУ-100. Есть вариант, что она тоже долго служила в Западной Группе Войск СССР.
У этой машины, как и у её пары, сварной нос без балки, что говорит о послевоенном выпуске.
В сочетании с другими признаками это позволяет предположить, что обе машины были выпущены на УЗТМ в мае - ноябре 1945 года и на войну уже не успели.
Узкие петли кормового бронелиста - ещё один признак машин построенных на УЗТМ.
У второй машины присутствуют признаки модернизации 1960-х годов.
Например, на заднем листе корпуса сохранились кронштейны для 200 литровой бочки с топливом (было две бочки, но вторая пара кронштейнов слева утрачена, как и бронировка выхлопа).
А на крыше МТО (на предыдущем снимке) просматриваются крепления дымовых шашек.
Ходовая часть СУ-100 из Эберсвальде собрана из литых опорных катков послевоенного выпуска с наружной резиновой амортизацией.
На второй машине стоят штампованные катки, выпущенные после 1944 года.