1. Храм-маяк в селе Малореченском
Храм-маяк памяти путешественников и погибших на водах построен на высоком 50-метровом обрыве над Черным морем и виден с многих точек Южного берега Крыма. Своей архитектурой он напоминает нос корабля, уходящего в море. Над убранством храма работали самые известные украинские дизайнеры и декораторы. Архитектурные детали выполнены с применением традиционных орнаментов Древней Греции и ранней Византии.
2. Маяк на мысе Сарыч
У древних мореплавателей мыс Сарыч назывался Криуметопон — «бараний лоб». В описаниях путешествий из Греции в Таврику он упоминается не раз. Наверняка об этот каменный «лоб» разбилось немало греческих судов. В 1898 году на нем был построен маяк. Многие годы он служит ориентиром кораблям, направляющимся в Севастополь. Раньше маяк на Сарыче, помимо световых, подавал и звуковые сигналы с помощью гигантского 36-пудового старинного колокола. Сейчас все оборудование в нем современное, а световой сигнал все тот же: четыре секунды – свет, две – перерыв и снова вспышка. Белую навигационную звезду Сарыча моряки узнают далеко, за 40 км от берега. Каждый вечер за час до захода солнца на высоком каменном утесе в любую погоду вспыхивает и гаснет яркий луч. Тысячи судов сверяют свой путь с его огнями.
3. Ялтинский маяк
Маяк находится на территории ялтинского порта. Его видно почти из любой точки города. Ялтинский маяк возвели в 1897 году. Но во времена Великой Отечественной войны он оказался великолепной мишенью для артиллеристов. Маяк оказался поврежденным настолько, что его проще было отстроить заново, чем отремонтировать. Новый маяк возвели в 1957 году.
4. Евпаторийский маяк
Евпаторийскому маяку 158 лет. За эти годы его несколько раз надстраивали, и теперь его высота составляет 52 метра. Это самый высокий маяк на Черноморском побережье, он расположен в поселке Заозерное, в 15 минутах езды от города-курорта. Построили его по просьбам курортников, хлынувших в Евпаторию в середине XIX века. Уж слишком часто у того побережья происходили кораблекрушения, любителей морских купаний это беспокоило. В 1861 году на 14-метровом строении впервые зажглась масляная лампа. Затем светильники заменили керосиновыми лампами. Новую башню маяка выстроили сразу после войны, сначала 20-метровую, а уже в 1970 году возвели другую, выше в два с лишним раза.
5. Маяк-водолаз в Балаклаве
Стокилограммовая скульптура — символ признательности людям мужественной и рискованной профессии. Ее закрепили на плавучем понтоне у входа в Балаклавскую бухту в августе 2010-го. Это сооружение предложила создать еще в 1930 году знаменитый советский скульптор Вера Мухина (автор памятника «Рабочий и колхозница» в Москве). Согласно ее замыслу, памятник водолазу должен был быть 80 метров в высоту и облицован сталью. Балаклавский водолаз поменьше — три с половиной метра. Это макет будущей грандиозной скульптуры. Соорудили его из строительной пены, покрыли специальным лаком, имитирующим металл, и вмонтировали фонарь. Теперь в планах у создателей соорудить 40-метровую скульптуру.
6. Херсонесский маяк в Севастополе
Херсонесский маяк – один из двух маяков-близнецов. Второй был построен на Тарханкуте в тот же 1816 год. Эти маяки – первые, возведенные на Черноморском побережье. Херсонесский маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П.С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед. Маяк Херсонесский стал свидетелем героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка. Несмотря на частые обстрелы и бомбардировки, израненный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя указывал путь советским судам, прорывающимся в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года, в день освобождения Севастополя, на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.
Башня маяка была отстроена заново в 1951 году — красивая, белая, железобетонная, высотой 36 метров, облицованная инкерманским камнем, с огромным остекленным фонарным сооружением, сейчас она горделиво возвышается над мысом Херсонес. Дальность действия белого огня маяка 16 миль. Там же установлена звукосигнальная установка — наутофон, современный радиолокационный маяк-ответчик, который действует на 150 миль.
7. Тарханкутский маяк
Тарханкутский маяк – брат-близнец Херсонесского. Они были построены в один и тот же 1816 год, из одинакового материала и по одному проекту. Почти 200-летний маяк прекрасно сохранился и до сих пор функционирует на самой западной оконечности Крымского полуострова - мысе Тарханкут. Предположительно маяк на этом опасном, с точки зрения судоходства, месте существовал еще в античные времена. Нынешняя башня высотой 42 метра была построена из белого инкерманского известняка. Благодаря отменному качеству строительства до сих пор сооружение требовало лишь косметического ремонта. В 1851 году на маяке были установлены 13 ламп с рефлекторами. В 1862 году освещение улучшилось — свет распространялся на 12 миль. Во время тумана звучала пневматическая сирена или раздавались удары в колокол. С разрешения администрации маяка можно подняться на башню, преодолев 142 ступени чугунной винтовой лестницы.
8. Ай-Тодорский маяк
Мыс Ай-Тодор, на котором построен маяк, находится недалеко от Ялты, рядом со знаменитым Ласточкиным гнездом. Ай-Тодорский маяк называют святыней Черного моря, его свет виден за 27 миль. Установили маяк в 1835 г. на месте римской сигнальной башни античной постройки, от которой к тому времени остался только фундамент. Издавна маяк служил ориентиром для мореплавателей. В XV веке по пути из Балаклавы в Феодосию этот мыс обогнул знаменитый путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь из своего хождения за три моря. Сегодня на маяке находятся метеорологическая станция и уникальный музей маячной службы.
9. Меганомский маяк
Еще один крымский маяк расположен на мысе Меганом – между Судаком и Коктебелем. Это самое теплое и солнечное место в Крыму Его видно даже из поселка Новый Свет. На Меганомском маяке работает уже четвертое поколение смотрителей, которые живут рядом, на небольшом хуторе. Построенный в XIX веке маяк не очень высокий – благодаря местности в этом нет надобности. Меганомский маяк как магнит притягивает туристов. Говорят, атмосфера возле него необычная – мистическая.
10. Маяк на мысе Ильи
Мыс Святого Ильи является крайней оконечностью хребта Тепеоба и всей главной гряды крымских гор. Маяка на мысе не было, местные газеты в конце XIX века горестно сообщали: «…в бухту пароходы входили по огням феодосийского яхт-клуба». Кораблекрушение в тех водах было частым явлением. Например, в 1890 году возле мыса Св. Ильи разбились пароходы "Великий князь Константин" и "Владимир". В конце 90-х годов XIX века жена статского советника Евдокия Рукавишникова привезла из Москвы в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Благотворный климат и ежедневные прогулки до мыса Ильи победили болезнь. Евдокия, желая отблагодарить город, дала обет на свои скромные средства построить маяк на этом берегу. Впервые оптический аппарат шведской системы Линдберга заработал 17 февраля 1899 года.
11. Чаудинский маяк
Чаудинский маяк своим происхождением обязан кораблекрушению. В декабре 1862 года пассажирский пароход «Орест» направлялся в Керчь и сбился с курса. Оказавшись у мыса Чауда судно село на мель. Экипаж и команда покинули корабль, решив пешком добраться до Феодосии, но многие не выдержали мороза и погибли. Во избежание подобных случаев в 1888 году на мысе Чауда построили маяк. Мыс Чауда расположен на южной оконечности Керченского полуострова — именно через эту точку пролегает середина северного полушария земли, отсюда ровно по 5 тысяч километров до экватора и до северного полюса.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ"
Друзья, подписывайтесь на наш канал!