Комикс, основанный на дневниках Маннергейма, повествует о его поездке по Маньчжурии во время Русско-японской войны.
Helsingin Sanomat, 16.04.2019. Harri Römpötti
Рейма Мякинен: Маньчжурия – боевое крещение Маннергейма. Kuvagra. 272 с.
Большое кино о Маннергейме так и не сняли, но вместо этого появилась книга комиксов Реймы Мякинена «Маньчжурия – боевое крещение Маннергейма» (Mantšuria – Mannerheimin tulikaste). В её основе лежат дневники Маннергейма за 1904-1905 гг.
Тогда Россия воевала с Японией за китайскую Маньчжурию, которая была захвачена Россией. Маннергейм отправился туда в надежде своими действиями заслужить продвижение по карьерной лестнице.
Карл Густав Эмиль Маннергейм, родившийся в 1867, к тому времени был уже немолод. Он был в долгах, имел титул барона и звание подполковника, но по собственному признанию был простым «кабинетным солдатом». Супружество также оставило его на мели.
Маннергейм больше не был молодым прожигателем жизни. В своих дневниках он осуждает чрезмерное употребление алкоголя как начальством, так и солдатами. Его удручает бесхребетность и трусость командования.
О Маннергейме написаны сотни книг, но в комиксах он фигурировал нечасто. Ещё недавно никто не рисковал изображать национальную икону в таком жанре.
Рейма Мякинен (р. 1963) 40 лет занимается комиксами, но «Маньчжурия» - его самая крупная работа. Он потратил на неё 9 лет. Издательство Kuvagra – его собственное предприятие.
Большое преимущество комиксов перед фильмом заключается в том, что не нужно тратиться на исторические декорации. На прорисовку требуется время, особенно если учесть, что речь идёт о 250 страницах весьма детальных цветных иллюстраций.
Много времени потратил Мякинен и на подготовительную работу. Далёкие территории, деревни и города, военная форма и вооружения выглядят достоверно. Пробелы в текстах Маннергейма он заполнил информацией из других источников и собственными предположениями, а также некоторыми вымышленными персонажами второго плана.
Дневникам и письмам Маннергейма, изданным отдельной книгой в 1982, Мякинену удалось придать драматизм. Но подчас о происходящих событиях говорится в виде несколько затянутых диалогов. Очевидно, Мякинен стремился к тому, чтобы читатель как можно ближе разглядел Маннергейма.
Читателя, как и самого Маннергейма, охватывает нетерпение в ожидании сражений. Но война в промежутках между боями зачастую скучна.
Ближе к концу повествование набирает обороты – Маннергейм сражается и получает боевое крещение, что приносит ему славу героя и, как он и хотел, ускоряет его продвижение по службе.
Рисунки Мякинена тоже не лишены изъянов. Он выбрал реалистичный стиль, который, конечно же, соответствует этой тематике. Но видна некоторая неуверенность, особенно в прорисовке лиц. С этим по ходу книги придётся свыкнуться. А вот фоны с самого начала прорисованы отлично.
Мякинен не даёт никаких новых трактовок поступкам Маннергейма и не срывает покровы, не развенчивает героических мифов. Его Маннергейм – умный офицер, который любит своих лошадей и ценит других умных людей.
Мякинену удаётся нарисовать человечный образ, не прибегая к излишней героизации – чем, в свою очередь, грешат грандиозные фильмы.
P.S. Обязательно попереводим отрывки из этой книги, когда они попадутся нам в приемлемом качестве.