В морской артиллерии калибр 305 мм (12 дюймов) - особенный. Это первый т.н. "линкорный" калибр. Нет, были, конечно, броненосцы и линкоры с меньшим главным калибром. Но настоящий, полноценный, без оговорок, линкор должен всё-таки иметь пушки 12 дюймов или более.
Последним 305 мм орудием, созданным в России, было 52-калиберное Обуховского завода, принятое на вооружение в 1907г. Предназначалось оно в первую очередь для вооружения линкоров типа "Севастополь"/ "Императрица Мария", а также для использования в береговой обороне. К настоящему времени в России осталось 16 таких орудий - по 6 (в трехоорудийных башнях) на береговых батареях в Севастополе и Владивостоке, 3 на железнодорожных транспортерах ТМ-3-12 (в Москве, Санкт-Петербурге и на форту Красная Горка), и еще одно на береговом станке на Ржевском артиллерийском полигоне.
305-мм/52 клб. орудие Обуховского завода было очень удачной артсистемой. Мощное, надежное, с большой дальностью стрельбы и отличными показателями бронепробиваемости. Дальность стрельбы 471-кг снарядом обр.1911г составляла 24 - 28 км (124-156 каб.; в зависимости от конструкции установки, типа снаряда и заряда), а дальнобойный фугасный снаряд обр.1928г с усиленно-боевым зарядом мог улететь аж на 40 км. Скорострельность - 2-3 выстрела в минуту.
Итак:
1. Батарея №30 под Севастополем.
Сооружение бронебашенных береговых батарей началось в 1913г. Каждая из двух батарей вооружалась 4 12"/52 орудиями в двух башнях МБ-2-12. Из-за грянувшей вскоре революции и Гражданской войны строительство остановилось и обе батареи были введены в строй уже в советсткое время (в 1929г - 35я, в 1934г - 30я). Батареи активно участвовали в обороне Севастополя в 1941-42гг и были взорваны при оставлении города.
После войны 30-я батарея была восстановлена. Для этого были использованы трехорудийные 1-я и 4-я башни с линкора "Михаил Фрунзе" (быв. "Полтава"), поврежденного пожаром в 1919г и так и не восстановленного. Башни были существенно модифицированы и получили обозначение МБ-3-12-ФМ. Батарея была официально расформирована только в 1997г, однако и поные считается находящейся на консервации. Свободного доступа на батарею нет, однако время от времени (весьма редко) организуются экскурсии.
2. Батарея №981 им. Ворошилова на острове Русский близ Владивостока.
Возведенная в 1931-34гг, это единственная 305-мм башенная батарея, полностью спроектированная и построенная в советское время. Для вооружения батареи использованы башенные установки (2-я и 3-я) линкора "Михаил Фрунзе" (с того же, с которого впоследствии сняли 1-ю и 4-ю для 30й батареи).
Батарея состоит из двух орудийных блоков, расположенных в 200 метрах друг от друга и соединенных потерной, проложенной на глубине 25 метров, где расположена также силовая станция и прочие вспомогательные помещения.
Башенные установки МБ-3-12 также были модифицированы перед установкой на батарею (в частности, серьезно усилено бронирование); Масса вращающейся части башни - 900 т; Углы вертикального наведения: -3/+25 град; По горизонтали обстрел круговой; Скорость наведения: по горизонту - 5 град/с, по вертикали - 7,5 град/с; Бронирование: стенки - 305 мм, крыша - 203 мм; Макс.дальность стрельбы - 34,5 км. Расчет башни - 75 человек. (у башен на севастопольской батарее №30 угол возвышения был увеличен до +40 град, а вот бронирование лба и стенок осталось прежним - 203 мм, крыша - 175 мм).
3. Железнодорожные транспортеры ТМ-3-12
"Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов". 3 таких установки были построены в СССР в 1938-39гг и предназначались для использования в системе береговой обороны. 305-мм/52 клб. орудия были взяты с затонувшего в годы ПМВ в Севастополе линкора "Императрица Мария".
Установки участвовали в советско-финской войне, а в начале ВОВ находились на полуострове Ханко, где их и пришлось бросить в декабре 1941г, предварительно выведя из строя. Финнам удалось их восстановить, использовав орудия с систершипа ""Императрицы Марии" - линкора "Александр III", в 1920г под именем "Генерал Алексеев" уведенного белогвардейцами в Бизерту. Орудия с него достались французам, которые в 1940г передали 8 из них финнам. После капитуляции Финляндии транспортеры были переданы снова Советскому Союзу (судьба некоторых пушек порой бывает очень причудливой !).
Все три ТМ-3-12 сохранились до наших дней.
Одна - в Музее железных дорог Росиии в Санкт-Петербурге:
Другая - на форту Красная Горка, на южном берегу Финского залива:
Третья находится в Москве, в музее на Поклонной горе:
Орудие смонтировано на главной балке, которая каждым концом опирается на две 4-осные тележки (т.е всего в транспортере 16 осей).
Огонь, в принципе, можно было вести и "с колес", но штатным был способ, когда транспортер заезжал на специально оборудованную позицию, специальной пятой опирался на бетонное основание, а тележки выкатывались из-под главной балки. Таким образом, установка, вращаясь на круговом погоне бетонного основания, могла вести круговой обстрел.
Масса всей установки - до 370 т. Дальность стрельбы - до 30 км. Масса бронебойного снаряда - 471 кг, фугасного - 314 кг. Скорострельность - 2 выстр/мин.
4. Ну и последнее 305-мм/52 клб. орудие на специальном полигонном станке стоит на Ржевском артиллерийском полигоне под Петербургом: