Столицей искусств в 19 веке был Париж. В то время важнейшим стилем был классицизм с четкими критериями красоты, историческими сюжетами и поучительным содержанием. Задача художника состояла в живописном фотошопе всех несовершенств изображаемого. Правила ставились выше натуры.
Родиной импрессионизма принято считать Францию, но нельзя не учитывать английское влияние, что на будущих импрессионистов оказали три художника: Тернер, Констебл и Бонингтон. Тернер в своих акварельных и живописных работах предвосхитил экспрессию в живописи.
Считается, что именно эта работа Уильяма Тёрнера вдохновила Клода Моне на свою вокзальную серию.
Во Франции быстро и мощно развивался капитализм, который изменил
основные приоритеты, а появление среднего класса породило спрос на предметы искусства. Новые элиты (в отличие от потомственной аристократии) были плохо образованы и ориентировались при выборе искусства на заданные салонами и газетными критиками академические тренды. Разумеется, художники, которые делали новое искусство были категорически не понимаемы и не принимаемы салонным жюри, критиками, экспертами.
Технологии, изменившие мир живописи
Поскольку искусство развивается неразрывно с наукой, важно рассмотреть влияние ряда научных открытий и технических изобретений, произошедших в 19 веке.
В 1839 изобрели фотоаппарат. Это медиа освободило художников от необходимости ссылаться на достоверность изображаемого. При этом фотографы на тот момент стали главными конкурентами художников. Чем могла выделиться живопись на фоне быстрых черно-белых снимков? Конечно, цветом.
В 1839 химик Мишель Шеврель опубликовал исследования о том, как человеческий глаз видит и воспринимает различные цвета; выявил основные цвета (красный, желтый, синий), которые смешал и явил миру цветовой круг.
В 1841 Джон Рэнд запатентовал оловянные тюбики. До изобретения тюбика художники упаковывали готовые смешанные краски в свиные мочевые пузыри и завязывали их узелком. Потом протыкали пузырь иглой,чтобы немного краски выдавить на палитру, а образовавшееся отверстие затыкали гвоздем. В пузыре краска тоже сама собой не появлялась. Чтобы ее получить, минеральный пигмент растирали камнем на каменной плите, нанимали для этого подмастерьев или совсем уж в цивилизованных местах планеты — покупали готовый порошок в художественных лавках. Тюбик не только избавил живописца от тяжелого физического труда, но и вынес рабочее место за рамки мастерской. Тюбик с краской сделал возможным пленэр.
Ходила шутка: количество художников в полях превысило количество крестьян.
Переносной мольберт. Кто придумал столь важное для каждого художника изобретение доподлинно не известно, но есть предположение, что складной мольберт появился в след удобным краскам из тюбика.
Клод Моне довел пребывание на пленэре до совершенства: придумал и построил плавучую лодку-мастерскую и стал героем многих пленэрных произведений своих друзей по цеху.
Белый холст заменил оливковый, благодаря чему появилась возможность писать светло, звонко, прозрачно. На темном грунте довольно сложно писать прозрачность света и воздух, за которые мы так ценим импрессионистов.
На что изменили живопись импрессионисты
Чистые цвета! На место классической пыльной музейной черноте пришли цветные тени и искрящийся свет.
Попытка передать движение – это важнейший вклад импрессионистов в живопись, который они реализовали за счет вибраций цвета и уникальной для того времени технике письма.
Обобщение форм. Детали отвлекали от передачи впечатления от момента или явления, да и чисто технически за один сеанс было невозможно прописать подробности архитектуры.
Освобождение живописи от канонов, библейских и классических сюжетов. Импрессионисты впервые создают многогранную картину повседневной жизни современного города, передавая своеобразие его пейзажа и облика населяющих его людей, их быта и реже - труда, появляется тема специфически городских развлечений.
Сближение этюда и картины. Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя. Игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности и образ окончательно формируется на глазах у созерцающего полотно зрителя. Всё это связано со стремлением художника сохранить в картине эффект импровизации, который в предшествующее импрессионизму время допускался только в этюдах, которые предназначались для "кухни" художника, а эффект легкости наброска пропадал при переработке этюда в законченное произведение.
Философия передачи момента «здесь и сейчас», которой сегодня захвачен инстаграм, появилась еще в начале 20 века благодаря импрессионистам.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории искусства и расширяйте палитру своих знаний!