Роман «Кутузов» Олега Михайлова относительно поздний. Он лет на 15 младше «Суворова». Кстати, забавно, но и сам Михаил Илларионович Кутузов был на столько же моложе Александра Васильевича Суворова. С этого вдохновляющего совпадения и начнем обзор книги о победителе Наполеона.
Книга выстроена точно так же, как все прочие биографические произведения Олега Николаевича Михайлова. Это роман-хроника. То есть этакое романизированное хронологическое изложение событий. В данном случае событий жизни Кутузова. От рождения до смерти через все важные вехи.
Ну, почти от рождения. Автор старательно придерживается имеющихся (имевшихся) в его распоряжении документов. Этим, в том числе, и выделяются романы-хроники из славного семейства художественных произведений. То есть они не совсем художественные.
Так вот, документы. Видимо, в распоряжении Олега Николаевича имелись твердо установленные записи о начале службы юного Михаила Кутузова (так-то, конечно, Голенищева-Кутузова, но мы простоты ради ограничимся более привычным урезанным вариантом). Или даже не службы, но обучения в Инженерном корпусе. Впрочем, обучение в военных училищах и тогда, и сейчас приравнивается к действительной службе.
По-настоящему же строевая боевая служба будущего фельдмаршала начинается в 1764 году. Но все эти первые шаги на военном поприще автор пролетает не задерживаясь и сразу переходит к тому, что навсегда наложило печать (в буквальном смысле) на лицо Кутузова — к тому самому ранению в голову.
Крым, лето 1774 года, война с турками закончилась подписанием мира, но не было тогда ни телефона, ни телеграфа, и на отдаленных театрах боевые действия еще продолжались. «Вот пуля просвистела и ага». Прямо через голову.
Надо заметить тогдашние пули по калибру и скорости были не чета сегодняшним. В тысяче случаев из тысячи с таким ранением при той медицине следовало умереть. Михаил Кутузов, как обычно, поступил не шаблонно и выжил. Да не просто выжил, но полностью оправился.
Здесь автор переводит дыхание и рассуждает на тему характера полководца. В истории имеются как бы два Кутузова. Весельчак, придворный шаркун, дамский угодник и даже волокита, пародист и шутник — с одной стороны. Хитрый, скрытный, умеющий промолчать, имеющий не одно, а несколько обличий, «старый лис Севера» - с другой.
Первый — это молодой Кутузов, второй — старый. Где и когда произошел скачок характера? Или это была медленная эволюция? Олег Михайлов считает, что вполне возможно метаморфоза была резкая, а причиной ее послужила как раз пуля, прошедшая через голову и изменившая не только внешность Кутузова, но и его характер.
Нормальная рабочая версия. Не хуже многих других. Оставим об этом размышлять специалистам — всё равно дело бесплодное и бессмысленное. Нам же остаются твёрдые факты биографии.
Значительные прорехи в хронологии военной службы Кутузова заполняются кадрами его семейной жизни. В этом отношении, кажется, Михаил Илларионович был вполне счастлив. Любящая жена, пять дочерей. Правда, девки у генерала были избалованные. Все свои доходы он издерживал, обеспечивая им расчудесную жизнь в Петербурге. Но уж, видать, любил крепко своё семейство, ни в чем не отказывал.
Хотя так посмотришь на то, как это описывает Михайлов, и подумаешь: Зря! Ой, зря Михаил Илларионович терпел этот паразитизм. Дать бы леща крепкого его избалованной семье. Впрочем, бывает, и своей отвесить не можешь, куда уж на кутузовскую замахиваться?
И вот мы перескакиваем к войне 1787-1791 годов. Чем она интересна в смысле участия в ней Кутузова? Во-первых, здесь генерал-майор Кутузов получает под команду отдельный егерский корпус — самостоятельное командование. Во-вторых, получает еще одну пулю в голову, поражая современников вторым чудесным выживанием. В-третьих, участвует в прославленном штурме Измаила («Кутузов находился на моем левом фланге, но был правой рукой»).
И еще. Михаил Илларионович был склонен (в духе времени) окружать себя подчиненными из родственников, обеспечивая им карьеру и денежное содержание. Обратной стороной медали такой практики становится опасность для этих родственников. Служить в корпусе Суворова и увернуться от боя немыслимо. Кутузов начинает терять близких. Можно себе представить чувства отца, вынужденного писать дочери о смерти ее мужа.
Мало кто помнит, но Кутузов вошел в русскую историю еще и как удачливый дипломат. Не один раз вел он дипломатические переговоры с турками. И тут-то его хитрость давала о себе знать как нельзя лучше. Это вам не неуживчивый и чудаковатый Суворов. Михаил Илларионович — воплощение утонченного обращения, изысканной вежливости, умных обтекаемых бесед.
На самом деле в ту эпоху это было совсем-совсем не редкое явление — посылать в качестве дипломата генерала. Многие русские посланники при иностранных дворах имели не формальные, а реальные генеральские чины и не раз бывали под огнем. Это уже в XIX веке всё чаще хитрить посылали штатских штафирок, получивших соответствующее образование. В XVIII веке все ограничивались домашним воспитанием.
Еще момент. Отмечая в целом разврат екатерининского двора, Михайлов как-то чересчур снисходительно относится к своему герою. Если и отмечает его галантность в отношении женщин, то делает вид, что это как бы только невинный флирт и вежливость. Однако современники не раз и не два отмечали, что Михаил Илларионович был тот еще ходок по бабам. Ну да все эти похождения имеют мало отношения к главному делу его жизни — противостоянию с Наполеоном.
Как известно, началось оно с похода 1805 года. И это примерно середина книги. Так что можно сказать, что первые шестьдесят лет жизни Кутузова в романе Михайлова весят как последние семь.
Что до самой кампании, то авторский взгляд на нее вполне традиционен — блестящее отступление перед превосходящими силами, фактическое отстранение от командование накануне Аустерлица и пассивное присутствие при разгроме армии. Первый раунд остался за Наполеоном.
Кутузов же спустя некоторое время оказывается на Дунайском театре очередной войны с Турцией. Кампания 1811-1812 годов описывается хоть и не весьма развернуто, но вполне ясно и четко для понимания замысла и роли полководца в этой крайне своевременной победе.
Правда, у нас мало уделяют внимания итогам русско-турецкой войны 1806-1812 годов. А ведь они, итоги эти, оказались не сопоставимо малы в сравнении с масштабом победы Кутузова. Слишком уж торопился тщеславный генерал самолично заключить мир, не дав этого сделать преемнику. Был, чего уж там, такой грешок за старым полководцем.
И наконец грянул второй раунд противостояния Наполеон-Кутузов. Эта часть начинается прямо с избрания Михаила Илларионовича главнокомандующим русскими армиями. То есть без предыстории отступления разрозненных сил Барклая и Багратиона. Не говоря уж о политической подоплеке войны 1812 года. Наши люди до сих пор не готовы принимать вину русского правительства в этом нашествии. Ну да ладно, уж Кутузов тут точно ни при чем.
Описание Бородинского сражения занимает совсем немного места. Автор не ставит целью проследить детально весь ход битвы. Ему важно дать представление об общем ходе боя и о роли в нем Кутузова. Соотношение сил, кстати, он дает уже вполне современное. Эти оценки признаны большинством историков.
Кутузов, по Михайлову, отнюдь не сидел квашней вдали от поля боя, как это нравилось отмечать Толстому в романе «Война и мир». Напротив, он и под огонь выезжал, и отдавал критически важные приказы. Ну да Лев Николаевич известен склонностью к философствованию в отрыве от действительности, простим классику, всё же он велик.
Концовка войны откровенно проглочена автором. А тут ведь столкьо копий сломано и ломается до сих пор. Чего реально хотел Кутузов, почему проявлял пассивность в боях, какова его роль в начале Заграничного похода? И так далее, и многое другое. Но Михайлов не касается этих вопросов, ограничившись лишь беглым описанием хода войны.
Ну и наконец «16 апреля 1813 года Кутузова не стало». Скончался как и Суворов на вершине славы, выполнив самое громкое деяние в своей жизни. Вслед за мистиками можем повторить: «Надобно думать, что Провидение охраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелен от двух ран, из коих каждая смертельна».
Сухой итог. Роман Олега Михайлова «Кутузов» подробно и в легкой форме рассказывает о жизни и службе фельдмаршала Кутузова. Как по мне, так «донаполеоновская» жизнь героя в книге представлена любопытнее, хотя и не так подробно, как завершающий этап. Там больше малоизвестных фактов и характеристик персонажа, нежели в периоде 1805-1812 годов. Для более тесного и не такого формального знакомства с Кутузовым читать можно смело.