Наверняка многие слышали о Бэнкси. Он стал буквально легендой современного стрит-арта, прославившись благодаря баталии с граффитистом Роббо и многим политическим произведениям. Недавний случай с его картиной «Девочка с воздушным шаром», которая прошла через встроенный в раму шредер (причём произошло это на аукционе), показал обществу, насколько важен сегодня протест. Позиция в 21-м веке ценится гораздо выше мастерства исполнения. Концептуализм (мой текст о нём) поглотил искусство, оставив нам слабые намёки на развитие. Однако, именно сейчас протест в искусстве наращивает мышцы и укрепляет свои позиции, порождая новые и новые прецеденты.
Недавно произошел случай со Стеной Цоя, которую разукрасили фанаты футбольного Динамо. Как ни странно, поклонники «Кино» немедленно встрепенулись, насупились, расправили крылья и пошли клевать динамовцев, мол как это вы нашу стену испортили, это же вандализм. Это натолкнуло меня на мысль о роли вандалистского искусства, которым, по сути, является граффити. Граффити – это протест. Конечно, хотелось бы верить в утопичные идеи Уальда о том, что жизнь имитирует искусство и подражает ему, но в реальности все наоборот – жизнь формирует искусство. А если пойти дальше, то мы поймем, что, исходя из напряженной политической обстановки на планете, протест является логичной реакцией общества. Более того, протест сегодня неплохо продаётся, с каждым отказом все больше поднимая себе сцену. Грубо говоря, протест похож на женщину: чем больше он проявляет свою протестную натуру, тем больше востребован. Отсюда и следует огромный спрос на картины Бэнкси и резонанс от каждого его шевеления.
Исходя из предыдущего абзаца, может создаться впечатление, что вандализм (мы говорим исключительно о граффити) уже и не вандализм вовсе. Однако, это не так. Можно сказать, что граффити таких именитых художников как Бэнкси – это неовандализм. По сути, это одно из сотен направлений современного искусства, когда протест становится валютой. Сегодня протест можно продавать, параллельно выкрикивая о своей неподкупности. "Протест ради протеста" – это новая адаптация высказывания "искусство ради искусства". А, если мы вспомним, что протест – это и есть искусство, то всё встаёт на свои места.
От высоколобых философских рассуждений вернемся к нашим баранам и Стене Цоя. Что это вообще было? Произведение искусства? Акт протеста? Вандализм или неовандализм? Да ни черта подобного тут не было. Это просто футбольное граффити. Тогда следующий вопрос: почему мы вообще потратили время на рассуждение о протестной культуре? Отвечаю: потому что важно не путать божий дар с яичницей и отличать абстрактное политическое высказывание Бэнкси от "перемен требуют наши серДца", написанного фанатами Динамо. Это такое же идолопоклонничество, как и у группы Кино, только исполненное в бело-голубых цветах. Мы переходим порог, когда уже не интересно рассматривать Шишкина или Рембрандта, а интересно наблюдать за акциями Павленского и граффити Бэнкси.
____________________
Рафинированный эстет в Telegram