❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)
🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg
Этот вопрос мы рассматривали в университете ещё в прошлом семестре, когда я начала проходить курс психологии развития, и вот наконец-то я нашла время написать пару статей на эту тему.
Жестокость на экране провоцирует жестокость в жизни?
Не секрет, что в нашем обществе присутствует некое убеждение, что фильмы и компьютерные игры содержащие жестокие сцены воспитывают подобные же качества у детей и подростков. Однако так ли всё просто на самом деле? И существует ли доказанная прямая связь? Начнём с небольшого экскурса в историю вопроса.
Литература: Zaro, M. J. (2009). Perspectivas teóricas en psicología de la personalidad. Barcelona: Universitat Oberta de Catalunya.
На возникновение этого убеждения самым непосредственным образом повлияла теория социального научения, одним из основоположников которой является всемирно известный психолог Альберт Бандура. Говоря простым языком, суть теории в том, что поведение человека формируется не только из-за врождённых качеств или прямого влияния окружающего мира, но и за счёт всего лишь навсего наблюдения моделей поведения других.
Эксперимент с куклой
Пожалуй самым известным экспериментом в рамках развития этой теории является эксперимент с куклой Бобо:
Эксперимент проводился с детьми дошкольного возраста, которым было показано короткое видео. В нём женщина взаимодействовала с большой куклой клоуна, стоящего у неё на пути. Когда она приказала кукле отойти с дороги и подчинения не последовало, женщина начала агрессивно себя вести – пинать куклу ногами, щипать за нос, кидать на пол и т. д.
У видео было 3 варианта концовки:
🔰 Без последствий. Видео заканчивалось без развития событий.
🔰 Вознаграждение. Женщину впоследствии угощали сладостями, говоря фразы наподобие: "Ты настоящая чемпионка!"
🔰 Наказание. Женщине делали выговор, вроде: "Прекрати обижать клоуна! Я такого не потерплю!"
При этом дети были разделены на 4 группы: контрольная группа, которая не смотрела фильм и остальные, увидевшие разные концовки. После просмотра каждый ребёнок был приглашён в комнату с игрушками, среди которых был и наш бедолага Бобо.
Оказалось что группы посмотревшие видео были вдвое более агрессивны с Бобо чем контрольная группа. При этом среди них наименьшее число детей ставших вести себя жестоко по отношению к кукле принадлежало к группе, которой была показана концовка фильма с наказанием женщины.
Эксперимент действительно показательный, ведь огромная часть детей с лёгкостью усвоила и воспроизвела ролевое поведение, и результаты эксперимента сохранялись при многочисленных его вариациях!
Неудивительно, что Бандура сделал вывод, что простое наблюдение жестокого обращения (неважно где – в реальной жизни, на телевидении, в компьютерных играх) провоцирует появление агрессивного поведения и у наблюдателя.
Что ж, всё выглядит стройно и убедительно, тем более необычным для меня оказался факт, что несмотря на подобные эксперименты, среди специалистов до сих пор нет согласия насколько реально можно говорить, что просмотр мультфильмов, фильмов или компьютерных игр с элементами агрессии или жестокости генерируют такое же поведение и у детей/подростков в реальной жизни. Но об этом более подробно я постараюсь рассказать в следующей статье.
Спасибо за внимание, дорогие читатели!