Маршрут экскурсии проходит не по парадным улицам, а по тихим дворам и закоулкам Дмитровки и Тверской, где спрятана настоящая Москва. Поэтому и началась она не с обзора величественного фасада здания по адресу Большая Дмитровка, 1, а с его бокового торца, выходящего на улицу Охотний ряд.
А здание по-настоящему величественное. Это Дом Благородного собрания.
Появление Московского Благородного собрания относится к «золотому веку» российского дворянства. В 1796 году указом Екатерины II был утвержден юридический статус московского дворянского сообщества.
Своего постоянного дома у Благородного собрания сначала не было. Только в 1784 году Общество купило для себя обширный дом князя В. М. Долгорукова на углу Охотного ряда и Большой Дмитровки.
После покупки здание было основательно перестроено архитектором Матвеем Казаковым.
После революции здание было национализировано и передано советскому государству. Колонный зал Дома Союзов является местом прощания с ушедшими из жизни государственными и культурными деятелями.
После осмотра официального здания идем к бывшей Георгиевской электрической станции 19 века, расположенной по адресу Георгиевский переулок, 3.
К началу 1880 годов возникла необходимость строительства новой электростанции для освещения центра Москвы. Строительство здания было поручено архитектору Владимиру Шеру. Владимир Шер спроектировал здание электростанции из красного кирпича в неорусском стиле — фасад имеет трёхчастную симметрично-осевую композицию. Электростанция открылась в 1888 году.
В качестве электростанции оно прослужило совсем не долго. Уже в 1908 году здание было впервые использовано в качестве выставочного пространства. Ныне здесь находится выставочное пространство "Новый Манеж".
Напротив "Нового Манежа", на другой стороне Георгиевского переулка, находится памятник архитектуры федерального значения, к которому, к сожалению, нет подхода.
Сейчас здание находится в ведении Государственной Думы, и все подходы перекрыты.
А это важное для истории здание - Палаты Троекуровых.
Дворец князей Троекуровых был построен на основании еще более старого здания, относящегося к 16 веку. В середине 17 века здание было полностью перестроено. Новый трёхэтажный дворец стал одним из самых больших в Москве, первые два этажа были каменными, третий деревянным.
Покинув тихий и спокойный Георгиевский переулок, идем на шумный, нарядный Камергерский переулок.
В Камергерском переулке что ни здание, то с интересной историей и выдающимся архитектурным наполнением. О каждом можно рассказывать долго и много. Но нас интересуют не парадные дома. А, можно сказать, неприметные.
И вот такой дом, скромный на вид, находящийся в доме №4.
Это здание в прежние годы было известно всей Москве. Здесь находились гостиница и ресторан И. Шевалье.
В гостинице останавливались Н. А. Некрасов, И. И. Пущин, А. А. Фет, Д. В. Григорович. Л. Н. Толстой останавливался в этой гостинице, по крайней мере, трижды: в 1850 и 1858 годах, то есть будучи холостым, и в 1862 году, уже после женитьбы на С. А. Берс.
Ресторан гостиницы состоял из залы с несколькими круглыми столами и двух небольших комнат, со двора к нему примыкал полукруглый зимний сад. Одним из постоянных посетителей ресторана был П. Я. Чаадаев, который пообедал здесь и в день перед кончиной.
Гостиница и ресторан Шевалье описаны Л. Н. Толстым в повести «Казаки» и романе «Декабристы», упоминаются в пьесе А. Н. Островского «Не сошлись характерами. Картины московской жизни».
В настоящее время здание находится в плачевном состоянии, поскольку долгие годы дом пустует.
Недалеко от него находится так называемый доходный дом Синодального ведомства.
Известен тем, что в нем в 1947 - 1953 годах в квартире № 6 жил, работал и скончался композитор Сергей Прокофьев. В нем находится музей-квартира композитора. Рядом с домом установлен памятник.
Памятник открыли в 2016 году. Автор монумента, народный художник России Андрей Ковальчук запечатлел Прокофьева целеустремленно идущим по улице к своему дому.
Но этот дом знаменит не только именем Сергея Прокфьева. В нем родился русский поэт и критик Владислав Ходасевич. Несколько лет в нем проживал и писатель Венедикт Ерофеев.
В Камергерском переулке стоит обратить еще на одно здание.
Это так называемый Доходный дом А. Г. Толмачёвой
Интересен тем, что в 1920-х годах в доме находилось артистическое кафе «Десятая муза», названное в честь музы кино. В «Десятой музе» собирались кинематографисты, актёры, операторы, художники, подписывались контракты на постановку фильмов. В кафе также проводились общие собрания Всероссийского союза поэтов. В 1918 году Брюсов написал в кафе импровизацию «Memento mori».
Поговорив о десятой музе, самое время отправиться в еще одно место, связанное с историей кинематографа. Недалеко отсюда находилась Фабрику по производству кинолент Александра Ханжонкова, с именем которого связано рождение российского кино.
Для своей Фабрики Ханжонков арендовал помещение в Саввинском подворье.
Одно из самых красивых зданий Тверской улицы находится во дворе, скрытое от глаз. У самого здания интересная история. Ведь в ходе реконструкции 1938—1940 годов здание "переехало" с красной линии Тверской улицы. В прямом смысле. Технологию передвижки разработал инженер Э. Гендель. Здание массой в 23 000 тонн было передвинуто ночью 4 ноября 1939 года без отселения жильцов.
Но разговор мы начали о Ханженкове. Сам режиссёр снимал квартиру на третьем этаже, на втором этаже находилась контора его компании, на первом — прокат«синематографических лент», в полуподвале — лаборатория.
Пройдя по дворикам от Саввинскго подворья, можно увидеть еще одну архитектурную достопримечательность.
Это Шубинские Палаты — памятник архитектуры XVII века (одно из старейших гражданских строений Москвы), сохранившийся в составе дома № 6 по Тверской улице Москвы.
Обнаружены в 2004 году. Огромный сталинский дом скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.
Да и само здание известно в Москве. Здесь находился легендарный ресторан "Арагви", открытый по инициативе, как считается, Лаврентия Берии. Увы, нынче от ресторана осталась только вывеска. Знаменитейший ресторан Москвы закрыли.
Рядом с рестораном (странное соседство) находится Храм Святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине.
Первое упоминание о церкви относится к 1368 году. В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный.
В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году её закрыли. Летом 1991 года по благословению патриарха в храме были возобновлены богослужения.
А чуть дальше по Столешникову переулку находится усадьба Кожиных.
Усадьба принадлежала в XVII веке князьям Жировым-Засекиным. В первой половине XVIII века перешла в собственность князей Сонцовых-Засекиных, а в 1752—1755 годах владельцем усадьбы стал капитан-поручик О. И. Кожин.
На его средства между 1760 и 1764 годами были построены двухэтажные каменные палаты.
Здесь часто бывали: В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин. Несколько раз в доме для собравшихся играл М. И. Глинка.
В одном из дворов Большой Дмитровки находится уникальное здание.
Это Меховой холодильник. Построен он в 1912 году по заказу купца Н.А. Михайлова , поставщика Его Императорского Величества, чье меховое дело в то время процветало.
Автор дома архитектор Н. Г. Лазарев. Огромное здание по сути своей – холодильник, первое в мире подобное сооружение. Самое удивительное, что Холодильник действует до сих пор. Здесь организовано весьма процветающее производство по пошиву меховых изделий, есть химчистка и, как и прежде, можно хранить меха.
Экскурсия закончилась, увы, на печальной ноте. Зайдя во двор на Большой Дмитровке, мы увидели здание, находящееся в печальном состоянии.
А здание это такое важное. Это главный дом усадьбы Стрешневых
История дома связана с жизнью поэта А. С. Пушкина. Так, в 1825 году здесь размещался магазин «домашних уборов» купца Доминика Сихлера, в котором часто бывала супруга поэта, Наталья Николаевна. В 1829—1836 годах квартиру в главном доме снимал помещик Серпуховского уезда Московской губернии, профессиональный карточный игрок В. С. Огонь-Догановский. Предположительно, здесь весной 1830 года А. С. Пушкин проиграл Догановскому большую сумму денег. Карточный долг Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, последнюю часть выплатили его опекуны уже после гибели поэта на дуэли. В 1833 году в усадебном доме жил под надзором полиции близкий знакомый А. С. Пушкина, член Северного тайного общества В. А. Мусин-Пушкин.
В 1866 году в бельэтаже снимал шесть комнат писатель Л. Н. Толстой, работая над романом «Война и мир».
В 2009 году главный дом внесён в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) «Московское архитектурное наследие: точка невозврата», как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты. Печальное известие.
Но не смотря на такое грустное окончание экскурсии, она мне очень понравилась. Ведь Москва интересна не только своими парадными улицами, но и двориками, которые хранят много тайн.