Два года назад я закончил ВШЭ с красным дипломом. Сейчас расскажу, как у меня это получилось.
На первом курсе я, как и большинство моих друзей, готовился к экзаменам так: садился и перечитывал записи, презентации и ключевые абзацы в учебниках. Потом я купил книгу МакДаниэла — психолога из Вашингтонского университета — «Пускай запомнится: наука успешного обучения», и в корне изменил свой подход. Главная мысль книги: обучение будет эффективным, если используешь активные стратегии.
Перечитывание — плохой способ, потому что не задействует постоянную память. МакДаниэл говорит, что студенты, которые перечитывают главу из учебника, запоминают столько же, сколько те, кто читает ее один раз. Дело в том, что при первом чтении вся информация новая. Когда ты читаешь второй раз, в голове невольно возникает мысль «Ну, это я помню, это я знаю и тд». Ты не пропускаешь информацию через себя и, соответственно, не узнаешь для себя ничего нового. Повторное чтение всегда поверхностно!
Задавай себе вопросы
Я понял, что лучше прочитать один раз и проверить себя, используя вопросы в конце главы или выдумывая собственные. Так я всегда сразу понимал, что именно не знаю, к чему стоит вернуться и в чем разобраться подробнее. Это здорово экономило мое время.
Делюсь еще одним лайфхаком: запомнить материал легче, если, задавая вопросы, докапываешься до сути. Например, ты учишь историю и пытаешься запомнить, чем торговали между собой античные Греция и Рим. Разберись, почему они стали торговыми партнерами, как начали строить корабли и научились морской навигации. Когда можешь объяснить происходящее, проще связать факты и все вспомнить.
Связывай новую информацию с тем, что уже знаешь
Например, ты изучаешь, как нейроны передают электрические импульсы. Тебе нужно запомнить: нейрон передает энергию быстрее, если вокруг клетки есть липидная миелиновая оболочка. Сори, иногда и такое надо запомнить! Когда мы стареем, импульсы передаются медленнее, потому что оболочка постепенно разрушается. Чтобы запомнить, я бы сравнил этот процесс с тем, как по шлангу течет вода. Если шланг проткнуть, образуется протечка, и поток становится слабее.
Используй карточки
Этот способ мне пригодился в изучении французского языка. Суть такая: на одной стороне карточки пишешь слово на русском, на обратной стороне — перевод. Смотришь на сторону с русским словом и спрашиваешь себя «как это по-французски». Потом переворачиваешь карточку и проверяешь. Важно: не откладывай в сторону карточки со словами, которые не вспомнил. Пусть они останутся в колоде: попадутся еще раз — повторишь правильный ответ и точно его запомнишь.
Растягивай удовольствие
Не откладывай подготовку к экзамену на последний вечер. Ты выучишь информацию наизусть, донесешь ее до дня X, сдашь промежуточный тест на отлично, но… все забудешь к итоговому экзамену через полгода. Чтобы прокачать долгосрочную память, занимайся понемногу ежедневно! Повторяй пройденный материал перед каждой новой темой. Ну, в идеале. У меня обычно был перерыв в два-три дня.
Резюме
- Вместо того, чтобы бесконечно перечитывать конспекты, читай один раз и проверяй себя, задав вопросы на знание темы. Это могут быть вопросы в конце главы в учебнике или те, что ты придумаешь сам.
- Чтобы запомнить сложную информацию, придумывай ассоциации. Находи примеры похожих процессов в реальной жизни. Проводи аналогии с тем, что тебе понятно.
- Учись и проверяй себя с помощью карточек: на одной стороне пиши вопрос, на другой — ответ.
- Не откладывай подготовку к экзамену на последний вечер, пускай и очень хочется! Чем меньше времени отведешь на запоминание информации, тем быстрее забудешь ее. Чтобы помнить все и через пол года, занимайся регулярно.