Найти тему
Рецензент

К годовщине гибели «Титаника». Новые факты из расследования Джеймса Кэмерона

Останки носа парохода «Титаник»
Останки носа парохода «Титаник»

107 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, в северной части Атлантического океана затонул самый известный в мировой истории пароход – «Титаник». Художественный фильм Джеймса Кэмерона, посвященный этой катастрофе, отличался не только пронзительной драматической линией, но и достоверным изображением последних часов судна. После съемок режиссер продолжил собственное расследование, длившееся более 20 лет. Публикуем наиболее интересные факты, выясненные Кэмероном.

В 1985 году исследователь Роберт Баллард получил задание от ВМС США найти две атомные подводные лодки: USS Scorpion, затонувшую в 1968 году, и USS Thresher, затонувшую в 1963-м. Лодки были найдены быстрее, чем предполагалось, и оставшиеся 12 дней экспедиции Баллард посвятил поискам «Титаника». Судно было обнаружено в 600 километрах канадского острова Ньюфаундленд. В 1995 году эти координаты купил Джеймс Кэмерон, с этого момента началась работа над уникальным проектом.

Радист Джек Филлипс (слева) и помощник радиста Гарольд Брайд (справа)
Радист Джек Филлипс (слева) и помощник радиста Гарольд Брайд (справа)

Первое, что выяснил Камерон, - пассажиры парохода, успевшие занять места в шлюпках, были спасены благодаря мужеству молодых радистов. За день до трагедии 25-летний радист Джек Филлипс и его 22-летний помощник Гарольд Брайд сообщили капитану, что радиотелеграф сломан. Им поступил приказ – дождаться прибытия в порт и вызвать техников, а пока работать с аварийного ключа, радиус действия которого ограничен 100 километрами. Но радисты самостоятельно отремонтировали радиотелеграф и в день крушения подавали сигналы до последнего момента, пока вода не затопила рубку. Первым SOS услышал пароход «Карпатия», идущий чуть более чем в 100 километрах в противоположную сторону. Гарольд Брайд спасся, он был доставлен на борт «Карпатии» с раздробленными ногами. Джек Филлипс пропал без вести. Джеймс Кэмерон искренне сожалел, что уделил героическому поступку радистов мало внимания в фильме.

Кадр из фильма «Титаник»
Кадр из фильма «Титаник»

Путем испытаний с макетом Джеймс Кэмерон узнал, что «Титаник» разломился при крене в 23 градуса, но кормовая и носовая части остались соединены килем. Затем нос пошёл вертикально вниз, а корма встала винтами вверх. Киль оборвался, корма повернулась на 90 градусов и затонула в положении «башни». В фильме показан эффектный, но не случавшийся в жизни маневр, когда корма отдельно от носа встает в правильное положение, а затем снова поднимается в «башню» (160 минута фильма).

Анимация затопления парохода «Титаник»
Анимация затопления парохода «Титаник»

И, наконец, главное открытие Кэмерона. Если бы «Титаник» был оборудован необходимым, рассчитанным на каждого пассажира, количеством шлюпок, спастись удалось бы еще меньшему числу человек. За два часа двадцать минут, прошедших с момента начала эвакуации до полного погружения судна под воду, команда успела спустить только 13 шлюпок из 20 имеющихся на борту. Причем последние шлюпки опускались прямо на те, что еще не успели отвязаться от шлюпбалок. Соответственно, если бы место на палубе было занято дополнительными 20 лодками, это бы создало еще большую давку.

Останки кормы парохода «Титаник»
Останки кормы парохода «Титаник»

Джеймс Кэмерон:

«Я действительно был просто очарован «Титаником». Его историей, его археологией, просто хотел знать больше: что случилось той ночью в последние минуты судна, о разломе, о том, как он затонул. Мы никогда не узнаем, что произошло на самом деле, но мы можем утверждать, что могло случиться. «Титаник» - не просто часть истории. Это часть реального мира. Это катастрофа, случившаяся с реальными людьми. И те, кто создает о нем фильмы, никогда не должны забывать, какая ответственность на них ложится».