Найти тему

Инженеры Промышленной революции. Английские творцы нового мира

И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов
Исход 34:10

Промышленная революция — чудо, невиданное никогда ранее. Революция запустила современный экономический рост, при котором сперва постоянными темпами стала расти экономика, а следом за ней, с временным лагом — и уровень жизни населения. Ничего подобного, трехсотлетнего постоянного устойчивого экономического роста, человечество ранее не знало.

Известнейший график, рост ВВП на душу населения Англии, с 1270 года по сегодняшний день
Известнейший график, рост ВВП на душу населения Англии, с 1270 года по сегодняшний день

О причинах Промышленной революции экономисты еще спорят, в поддержку и в опровержение концепций Аллена, Мокира и Галора пишут и пишут новые работы. Статья не про них. Статья — о людях, которые сделали чудо возможным. О творцах современного экономического роста.

С начала восемнадцатого века, когда Томас Ньюкомен создал первую работающую - и приносящую прибыль - паровую машину, а Абрахам Дерби использовал кокс в плавке стали, инженерные знания в Англии постоянно накапливались, а инженерные навыки — развивались. Но прогресс не был линейным.

Интересно, что Англия по своим научным познаниям в использовании энергии пара далеко отстояла от “новаторских” в этом вопросе наций, от французов и итальянцев. Итальянцы и французы и ставили успешные эксперименты, и “раскопали”, перевели и опубликовали тексты античного механика Герона Александрийского о паровой силе. Француз Папен, флорентийцы Галилей и Эванджелиста Торричелли открыли существование вакуума в природе, принцип работы которого лег в основу двигателя Ньюкомена.

Двигатель, он же машина.
Двигатель, он же машина.

Но у англичан, в сравнении с итальянцами и французами, было значимое преимущество — экономический интерес. Все первые паровые двигатели, и экспериментальные, и первая заработавшая машина Ньюкомена потребляли чудовищно много энергии. И только у британцев оказалось её вдосталь — близко расположенные к поверхности и дешевые в добыче угольные пласты помогли островитянам развивать паровые технологии. Более того — первые машины Ньюкомена работали на “отходах” угольного производства. При освоении лежащих близко к поверхности пластов местность довольно быстро заболачивалась. Необходим был дренаж воды. Который как раз осуществляли машины Ньюкомена, работающие на “щепе” от добытого угля.

Создание Ньюкоменом паровых машин привело и к созданию нового “вида” инженеров. Все они, как и поколения коллег прежде, хорошо знали естественные науки, но еще важнее становилась работа “руками”, работа в полях, непосредственно с новыми машинами. В 1706-1775 годах в Англии не более дюжины инженеров и нескольких десятков подмастерьев активно занимались сперва установкой, а затем и улучшением двигателей, включая самого Томаса Ньюкомена. К последней четверти века, благодаря прорывным изобретениям Уатта - камере конденсации и использованию кривошипно-шатунного механизма, который давал непрерывное вращательное движение вала - число инженеров увеличивается аж в целых пять раз.

Уатт; талантливейший инженер и еще более талантливый скупердяй
Уатт; талантливейший инженер и еще более талантливый скупердяй

Теперь, к 1800-му году, целых 60 инженеров, с парой сотен подмастерьев, занимаются паровыми технологиями. К этому же времени активно развивается металлургия и текстильное дело, улучшаются прялки Дженни. Целых полторы-две тысячи человек куют светлое будущее человечества по всей стране.

Разумеется, дефицит инженерных навыков значимо повысил заработную плату подмастерьев и работяг, умеющих обслуживать паровые машины. Инженеры тем более не бедствовали — Уатт вместе со своим партнером, Боултоном, поставлял двигатели по всей стране и сутяжнически судился с другими инженерами. Полученные Уаттом патенты, из-за расплывчатости определений, позволяли ему требовать отчислений за практически любое улучшение паровых двигателей, которые работали на основе его инженерных решений. А с учетом того, что году к 1795-му на большинстве паровых двигателей стояли или конденсационные камеры, или кривошипно-шатунный механизм — судился Уатт с размахом.

******

Творцы нового мира взяли от жизни своё. Хотя их доходы никогда не приближались к доходам “хозяев жизни”, аристократии и торговцев, они стали предтечей современного нам класса. Образа людей, которые получают за свою работу столько, чтобы хватало не только на питание и скудный кров, но и на возможность “пожить по человечески”.

О том, в каких суммах выражалась “человечность” и об инженерах-металлургах — в следующих частях.

******

При написании статьи я использовал:

Harry Kitsikopoulos. The Contribution of Technological Diffusion Patterns to British Economic Growth, 1750-1850, in Christine Rider and Michael Thompson, (eds.), The Industrial Revolution in Comparative Perspective, (Malabar, Fl.: Krieger Pub., 2000), pp. 109-27
Роберт Аллен. Британская промышленная революция в глобальной картине мира