Найти тему

Два водопада

Материал проекта FAMILY-TRAVELS.RU (#Семейные#Путешествия - несем доступный туризм в массы)

Россия, Адыгея, Усть-Сахрай, Новопрохладное, 15 Мая 2018

Тропа: лесовозная дорога (грунт, большие камни)
Вода: везем с собой
Палки: не требуется
Транспорт для ребенка: автомобильное кресло
Еда: там же где вода
Рюкзаки: едем на машине, так что хоть 100 л
Доп снаряжение: подготовленная машина с просветом 230+мм, а еще лучше — горный велосипед
Требование к физ.подготовке: отсутствуют
Эвакуация: пешком до поселка за трактором или к лесовозам на делянку

Трек на strava: запись не велась
Набор высоты: запись не велась
Дистанция: примерно 20 км (туда-обратно)
Максимальная высота: 600 м
Время: около 2х часов

Трек подсказал нам хозяин гостевого дома “Ночь на реке” “Зачем вам Руфабго? Машина у вас хорошая! Давайте карту, я вам сейчас такое место покажу!»

Ремарка: в Руфабго мы собирались прогуляться в целях борьбы с предвзятостью, оставшейся с прошлой попытки знакомства с Адыгеей (см. «Водопады за пиццот рублей»), и просто занять чем-то полезным вторую половину первого дня пребывания в Даховской.

На карте появляются две уверенные точки, азимут на четвертую и указание “там есть еще один водопад, он где-то в кустах”. Обещают водопады и каньон с гранитными стенами (“можно прям потрогать не замочив ноги”). Заманчиво!

1. Начинается все премило. Виды на хребет Уна-Коз (см. трек Чертов палец), сельские пейзажи, неплохая грунтовка.
1. Начинается все премило. Виды на хребет Уна-Коз (см. трек Чертов палец), сельские пейзажи, неплохая грунтовка.
2. Мостик через реку Сахрай (44.21013, 40.26641) с красивейшим выходом породы с одной стороны и устьем с рекой Дах с другой. Очень рекомендую сделать тут остановку и рассмотреть все поближе.
2. Мостик через реку Сахрай (44.21013, 40.26641) с красивейшим выходом породы с одной стороны и устьем с рекой Дах с другой. Очень рекомендую сделать тут остановку и рассмотреть все поближе.
3. При въезде в поселок Усть-Сахрай забираем вправо. Примечаем дворы, где стоит тяжелая техника. Если что-то случится с машиной, то топать предстоит к этим гражданам.
3. При въезде в поселок Усть-Сахрай забираем вправо. Примечаем дворы, где стоит тяжелая техника. Если что-то случится с машиной, то топать предстоит к этим гражданам.
4. А может случиться? Ну как сказать. Дорога ухудшается по мере отдаления от поселка. Ямы становятся глубже и появляются все более внезапно. Камни растут как грибы после дождя, норовят выпрыгнуть, стукнуть прямо по подвеске и отломать что-то полезное типа кардана.
4. А может случиться? Ну как сказать. Дорога ухудшается по мере отдаления от поселка. Ямы становятся глубже и появляются все более внезапно. Камни растут как грибы после дождя, норовят выпрыгнуть, стукнуть прямо по подвеске и отломать что-то полезное типа кардана.

В мае, для полноты ощущений, было порядочное количество скользкой грязи. Отдельные подозрительные лужи приходилось прощупывать палкой — визуально их глубину и наличие скрытых сюрпризов иначе не определить.

Соблюдая разумную осторожность (и имея просвет 240+ мм) дорожка вполне проходима (то, что вы не трясетесь из-за каждого “бумк” и «дзинь” по днищу и подвеске — подразумевается).

5. Даже если что-то пошло не так — до поселка в пределах десяти километров, а по дороге регулярно ездят лесовозы. Вытащат, если не переедут не заметив.
5. Даже если что-то пошло не так — до поселка в пределах десяти километров, а по дороге регулярно ездят лесовозы. Вытащат, если не переедут не заметив.
6. При движении “туда” по ущелью интересные точки будут справа. Первая из них — вид на ущелье реки Сахрай (44.17832, 40.29697).
6. При движении “туда” по ущелью интересные точки будут справа. Первая из них — вид на ущелье реки Сахрай (44.17832, 40.29697).
7.
7.
8. За ней следует первый водопад “Три брата” (44.17423, 40.29982) (хотя может быть он не водопад, просто пороги). Ориентиром будет внезапный “карман” на 3-4 машины (это если вы заранее не отметили в навигаторе точку или не пользуетесь OSM).
8. За ней следует первый водопад “Три брата” (44.17423, 40.29982) (хотя может быть он не водопад, просто пороги). Ориентиром будет внезапный “карман” на 3-4 машины (это если вы заранее не отметили в навигаторе точку или не пользуетесь OSM).

В горной Адыгее вообще любой накатанный “карман” у дороги потенциально означает нечто интересное (просто так машины не оставляют). Хотя не факт, что вы это интересное найдете, местные — те еще конспираторы.

9. В этой точке можно спуститься к воде.
9. В этой точке можно спуститься к воде.
10. Посмотреть на водопад с разных сторон
10. Посмотреть на водопад с разных сторон
11. Походить вдоль русла реки и потрогать водопад пальчиком.
11. Походить вдоль русла реки и потрогать водопад пальчиком.
12. Серьезного Вау-эффекта точка не производит, но по своему мила и уютна.
12. Серьезного Вау-эффекта точка не производит, но по своему мила и уютна.

13. Следующий водопад “Лазурная чаша” (44.16252, 40.29797) — чуть более серьезен. Поперек русла реки лежит здоровый кусок скалы несколько метров в высоту (а может это просто порода так вышла, не геологи мы). По краям его — две действующие струи. По центру в мае было уже сухо, но во время активного таяния снегов и дождей — должно быть льет по всей ширине.
13. Следующий водопад “Лазурная чаша” (44.16252, 40.29797) — чуть более серьезен. Поперек русла реки лежит здоровый кусок скалы несколько метров в высоту (а может это просто порода так вышла, не геологи мы). По краям его — две действующие струи. По центру в мае было уже сухо, но во время активного таяния снегов и дождей — должно быть льет по всей ширине.
14. Удивительно, но точка имеет следы серьезного окультуривания. В обилии лавки, навесы, какие-то беседки.
14. Удивительно, но точка имеет следы серьезного окультуривания. В обилии лавки, навесы, какие-то беседки.
15. Состояние — немного разбитое (возможно, после зимы), но не заброшенное.
15. Состояние — немного разбитое (возможно, после зимы), но не заброшенное.
16. К водопаду можно выйти как сверху — прямо по руслу реки, так и снизу — сделана добротная железная лестница.
16. К водопаду можно выйти как сверху — прямо по руслу реки, так и снизу — сделана добротная железная лестница.
17. А дальше мы или поворот где-то пропустили, или не сезон еще был. Но вместо “каньона с выходом породы” уперлись в месиво из камней, скрытых внушительном слоем грязи. Несколько раз неприятно приложились задним мостом, с трудом разминулись с колонной из шести УРАЛов, водители которых жестами показали, что соваться дальше нет смысла. На том и порешили.
17. А дальше мы или поворот где-то пропустили, или не сезон еще был. Но вместо “каньона с выходом породы” уперлись в месиво из камней, скрытых внушительном слоем грязи. Несколько раз неприятно приложились задним мостом, с трудом разминулись с колонной из шести УРАЛов, водители которых жестами показали, что соваться дальше нет смысла. На том и порешили.
18. Для ориентира — мы не пересекали Сахрай вброд (44.15981, 40.29865), а двигались вдоль Мамрюка — его притока. Видимо, зря. Надо было вверх по Сахраю подняться на разведку сначала. К стати, брод вполне преодолим в мае (для подготовленных машин), для пешеходов есть подвесной мост.
18. Для ориентира — мы не пересекали Сахрай вброд (44.15981, 40.29865), а двигались вдоль Мамрюка — его притока. Видимо, зря. Надо было вверх по Сахраю подняться на разведку сначала. К стати, брод вполне преодолим в мае (для подготовленных машин), для пешеходов есть подвесной мост.
19. Обратная дорога была достаточно скучна, если не считать того, что мы чуть не засадили Фаню на пузо на камнях в тщетной попытке объехать лужу по, как мне показалось, более твердому краю. Край был безусловно твердый, но не утрамбованным грунтом, а торчащими камнями.
19. Обратная дорога была достаточно скучна, если не считать того, что мы чуть не засадили Фаню на пузо на камнях в тщетной попытке объехать лужу по, как мне показалось, более твердому краю. Край был безусловно твердый, но не утрамбованным грунтом, а торчащими камнями.

С понижайкой, с блокировкой, с матерком — но вырвались быстро. Не пришлось догонять лесовозы, убывшие куда-то в даль. Зато первый раз увидел, как работают полностью диагонально вывешенные колеса (десятисантиметровый лифт Шеви Нивы + АТ резина — однозначно хорошее решение для путешествий).

20. Из ущелья выбрались уже на закате, с сформировавшейся мыслью “ну его нафик этот джиппинг по камням”. Сей светлой мысли хватило на два месяца.
20. Из ущелья выбрались уже на закате, с сформировавшейся мыслью “ну его нафик этот джиппинг по камням”. Сей светлой мысли хватило на два месяца.

Уже в августе того же 2018 года мы бодро покоряли “номерную дорогу” Мезмай — Лаго-Наки и проверяли на прочность окрестности Гуамки. (спойлер: боевая ничья, вернулись на ходу и без видимых повреждений, но скрытые аукнулись еще через два с половиной месяца под Воронежем в виде умерших шаровых, ступичного подшипника и шруса).

Так-то по валунам на машине прыгать.

Материал проекта FAMILY-TRAVELS.RU (#Семейные#Путешествия - несем доступный туризм в массы)