Петербургский метрополитен, вслед за московским, намерен внедрить систему распознавания лиц пассажиров стоимостью 2,2 млрд рублей. Компания ждет согласования от ФСБ. А пока подозрительных граждан полиция пытается опознать по старинке — глазами и наощупь.
Московский метрополитен уже установил видеокамеры для на интеллектуального распознавания лиц — они работают на всех турникетах станции «Октябрьское Поле». Но лиц пока не распознают, а только фиксируют входящих пассажиров.
Петербургские коллеги не хотят отставать от столичных транспортников: в ГУП «Петербургский метрополитен» МГ сообщили, что обсуждают запуск аналогичной системы с Федеральной службой безопасности. Сейчас в подземке работают видеокамеры, которые фиксируют лица, но распознают их работающие в метро охранники и сами сотрудники метрополитена. В перспективе предполагается смонтировать камеры на турникетах и подключить их к базе биометрических данных, чтобы они сами автоматически идентифицировали личность пассажиров.
В ГУП не уточнили, предполагается ли использовать камеры для оплаты проезда. В Москве такой вариант обсуждается.
Нулевой результат
Пилотный проект по распознаванию лиц запустили в петербургской подземке в 2013 году — тогда на станции «Ладожская» смонтировали несколько видеокамер, программное обеспечение которых умело различать лица пассажиров и сравнивать их с фотографиями разыскиваемых преступников. Техническую документацию проекта разрабатывало ООО «Стройтехсервис», монтажом занималось ООО «ТехноОхранСервис».
На эксперимент потратили 5,6 млн рублей, но результат оказался нулевым: ни одного из 150 находящихся в розыске граждан, внесенных в базу на «Ладожской», камеры не узнали. То ли преступники не ездили на метро, то ли электронный идентификатор ошибся.
Тем не менее в 2014 году такие же камеры установили еще на 14 станциях, потратив на это еще 570 млн рублей. Системами оснащены станции «Лиговский проспект», «Площадь Александра Невского-I» и «Площадь Александра Невского-II», «Новочеркасская», «Рыбацкое», «Проспект Просвещения», «Удельная», два выхода на станции «Московская», «Купчино», «Девяткино», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов» и «Старая Деревня».
С тех пор полиция не отчитывалась о результатах наблюдения, а эксперты не раз высказывали сомнения в том, насколько нужно такое распознавание в метро.
Всего в Петербурге 69 станции метро. На оснащение камерами оставшихся 54 станций потребуется не менее 2,2 млрд рублей.
Следят за всеми
Еще около 150 камер с похожими функциями установлены на улицах Петербурга. Курирует проект Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» (ГМЦ). «В режиме реального времени система идентифицирует лица, программируя их в биометрические модели. По таким прототипам невозможно восстановить оригинальные изображения, но легко сопоставить с базами данных из различных источников», — поясняют в ГМЦ.
Уличные камеры также считывают номерные знаки на автомобилях и отслеживают всевозможные ЧП — пожары, ДТП.
В 2019 году ГМЦ собирается установить на улицах Северной столицы еще несколько сотен таких камер.
Задержали не того
Московский эксперимент с узнаванием граждан, находящихся в розыске, оказался более успешным. Правда, реальных преступников камеры не нашли, в августе 2018 года они смогли идентифицировать только активиста «Другой России» Михаила Акселя. Сотрудники полиции задержали его на станции «Спортивная».
Никаких уголовных дел против Акселя нет, но он не раз участвовал в столичных акциях протеста и в итоге попал в базу сомнительных граждан, составленную Центром «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ). Это Михаилу рассказали в комнате для полиции на «Спортивной», куда его отвели для проверки документов.
Молодого человека довольно быстро отпустили. Но он успел узнать, как работает распознавание лиц: «Это система биометрическая, она распознает черты лица. Камеры по кругу находятся; меня сфотографировала камера сбоку. Там есть камера спереди, сзади, сверху. Скрыться невозможно, если только не хочешь в маске ходить, но как бы в метро в маске — очень странно».