В начале года Малайзия по ряду причин решила приостановить сотрудничество с Китаем в рамках реализации мегапроекта КНР "один пояс - один путь".
«Один пояс и один путь» — выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».
Основная причина заключалась, конечно, в финансах: участие в этом проекте по первоначальным расчётам должна была обойтись Малайзии в сумму от 55 до 130 млрд. ринггитов (от 13 до 30 млрд. долларов США). Заключительной цифрой, которую озвучило малазийское правительство, стала сумма в 65 млрд. ринггитов (порядка 15,7 млрд. долларов). И практически все эти деньги - кредитные.
Вторая, но не менее важна причина, заключается в том, что у железной дороги, построенной в Малайзии в рамках китайского мегапроекта, под вопросом находится окупаемость. Не для КНР, конечно, а для малазийцев. Китайцы, как минимум, практически все свои вложения в эту железную дорогу вернут уже на этапе строительства, так как возводить её будет китайская госкорпорация.
И малазийские власти не прогадали с приостановкой реализации китайского проекта на своей территории. Он настолько нужен КНР, что представители Поднебесной согласились снизить цену более, чем на 30% (с 65 до 44 млрд. ринггитов). Также китайская госкорпорация China Communication Construction Company, ведущая строительство железной дороги, согласилась вернуть малазийцам авансовые платежи в размере 3,1 млрд. ринггитов.
Стоит отметить, что договор КНР с Малайзией составлен таким образом, что в случае отмены проекта по инициативе малазийской стороны, она должна была выплатить "неустойку" в пользу КНР в размере 21,78 млрд. ринггитов (чуть более 5 млрд. долларов). Поэтому малазийцы и не разрывали контракт окончательно, а решили взять китайцев измором и у них получилось.
Помимо снижения цены и возврата аванса, по предварительным данным, КНР согласился увеличить закупки малазийского пальмового масла на 50% до 4,7 миллион тонн в год (дополнительные затраты для китайской стороны составят чуть более 1 млрд. долларов в год). Для этой азиатской страны пальмовое масло является важным экспортным товаром и после возникновения проблем с экспортом в Европу, малазийские власти начали искать другие рынки сбыта. И нашли, использовав китайскую заинтересованность в строительстве железной дороги в Малайзии.