Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня, 19 декабря 2024 года, мы отмечаем один из самых почитаемых праздников — День Николая Чудотворца. Этот святой известен как покровитель бедных, больных, заключенных, военнослужащих, а также путешественников.
19 декабря — это день, когда Николай Чудотворец покинул этот мир. Однако, несмотря на эту грустную дату, на Руси этот праздник всегда был наполнен радостью и светом. Считается, что в этот день святой спускается с небес, чтобы помочь всем, кто взывает о помощи. Этот день также известен как Никола зимний, Никола морозный или Никола холодный.
Стоит отметить, что в дореволюционной России царской эпохи, всё население было поголовно верующим, богобоязненным. Поэтому отсюда хорошо виден человек той эпохи, стремившийся к красоте во всём, что окружает его в повседневности, не допускавший серости, бездушия. Именно по этой причине мы и видим сегодня настоящие произведения искусства в служебной архитектуре того времени, воплощенные в зданиях вокзалов, линейно-путевых зданиях и даже в отхожих местах.
Ни сил, ни средств на красоту при этом абсолютно не жалели. Как итог, мы видим сегодня прекрасно сохранившийся старинный служебный фонд на многих дорогах построенный капитально, на века и с душой. В советское время всё ограничивалось каким-нибудь типовым проектом в духе «Сталинского ампира», исключения составляют лишь самобытные вокзалы на БАМе. Хотя тому были объективные причины. Страна пережила мощные социально-экономические потрясения: две революции, Гражданскую, Первую Мировую и Великую Отечественную войны. Было не до украшательств в архитектуре.
Говоря о периоде царской России хочу отметить, что ни одно из сколь значимых в то время начинаний, будь то забитие первого костыля, открытие новой дороги, закладка станции или вокзала на ней не происходило без обязательного ритуала. Иначе было просто нельзя в то время, поскольку считалось, что не воплотится изначальный замысел, всё пойдёт не так и будет валиться из рук вон. Так что же это за ритуал такой особенный?
А всё довольно просто и традиционно для России на самом то деле совершалось, никакой тайны здесь нет. По каждому поводу на станциях, в мастерских, в депо и других местах служили молебны по любому поводу: отремонтируют вагон для важного железнодорожного „туза“ — молебен, установят новую икону на станции — молебен, уложат новый путь или какой-нибудь тупичок — тоже молебен. В старину всё делали с молитвой. Все пассажирские залы даже полевых и конечных станций были обставлены иконами.
Вот уже почти 117 лет тому назад жители провинциального уездного города Осташков из Тверской губернии, что находится на полуострове вокруг вод знаменитого озера Селигер, увидели следующее извещение:
"19 октября 1904 года в 12 часов дня на станцию Осташков Бологое-Полоцкой железной дороги прибудет первый рабочий поезд. По сему случаю сряду же по прибытие поезда будет совершено Богомолебствие. О чём Осташковская Городская Управа считает долгом известить жителей г.Осташкова и просит желающих принять участие в молебствии".
В моём фотоархиве как раз нашлось старое дореволюционное фото, на котором запечатлён момент прибытия первого рабочего поезда на станцию Осташков в 1904 году.
А годом ранее на этом же месте был совершён молебен по случаю закладки вокзала в Осташкове.
В страшные годы начала Первой мировой войны в Осташкове был отслужен молебен по поводу отправки войск на фронт.
На многих станциях рядом с вокзалом стояли постоянно действующие часовни. Ещё накануне праздников на станцию приходил со своим причтом священник из ближайшей церкви. В пассажирском зале происходило богослужение, а на Пасху даже освящение куличей…
Существовали и вагоны-церкви — передвижные храмы. На линиях было много отдалённых разъездов и станций, служащие которых месяцами не видели «большой земли» и не могли ходить в церковь из-за ее отсутствия. Особенно это было распространено, по понятным причинам, на сибирских дорогах.
В начале двадцатого столетия на каждом участке дороги время от времени появлялся поезд с походной церковью. На участке Валдай — Тосно, например, такой поезд «Валдайской Иверской Богоматери мужского монастыря» курсировал в составе одного классного вагона, в котором ехали монахи с хором, и одной платформы с огромной, роскошно убранной иконой.
Поезд останавливался на очередной станции, икону выгружали с платформы и переносили в пассажирский зал, на время превращавшийся в церковь. На молебны приходили служащие станции и жители из окрестных деревень.
Молитвой «Отче наш» начиналась и каждая поездка паровозников (у них были с собой в пути иконки, многие машинисты крестились на церковь по прибытии домой), и каждый рабочий день в депо. По сведениям автора книги «Депо на Ловати» В. Я. Ипатова, в самом большом деповском цеху наверху красного угла непременно находилась икона Николая Чудотворца, которую открывали перед совместной утренней молитвой, а потом, по её завершении, закрывали ставнями до следующего утра, чтобы она не пылилась и не коптилась.
И у меня всегда с собой в кармане есть икона Ксении Блаженной. Каждую поездку беру её с собой и без молитвы перед иконой в рейс не отправляюсь.
Берегите себя и храни вас Господь, мои дорогие читатели и с Праздником!