Найти тему
Журнал не о платьях

"Дама в причудливой шляпке - а вдруг она городская сумасшедшая?" Александр Васильев о лузерах моды

Шляпки Эльзы Скьяпарелли
Шляпки Эльзы Скьяпарелли

Историк моды, коллекционер и телеведущий Александр Васильев:

"Ветер перемен и умение затаиться"

Мир моды огромен. В нем была масса громких имен, многие из которых теперь мало кому известны. А причина забвения проста: если модельер не создал яркого бренда, с его смертью Модный дом затихает. В истории это повторялось очень много раз. Самый яркий пример – Дом моды Worth, который возник во Франции в 1858 году и просуществовал сто лет. В свое время это имя значило очень много. Под брендом Worth выпускались косметика, духи, женские платья, мужские галстуки, рубашки и т.д. Это был огромный Модный дом. Но сегодня имя Чарльза Ворта уже ни о чем никому не говорит.

Или взять знаменитого Поля Пуаре, который, кроме того, что был великим модельером, еще и написал три книги, посвященные моде. Одна из них вышла в издательстве «Терра» в Москве с моим предисловием. Но его имя незаслуженно забыто. Эльза Скьяпарелли, большая соперница Коко Шанель, очень многое сделала для мира моды. Но сегодня кто помнит о ней? Как и о Люсьене Лелонге, который был президентом Синдиката высокой моды. Даже «Пьер Бальмэн», который еще совсем недавно был на слуху, пока дизайнером этого Модного дома был Оскар де ла Рента, нынче совсем угасший бренд. И так будет с очень многими. Но это не значит, что этих создателей моды не надо любить. С глаз долой, но из сердца не вон. Надо читать книги, смотреть журналы – словом, изучать их творчество.

Почему многие из тех, чьи имена некогда блистали, не сумели создать звучные бренды, ведь в свое время они немало шумели? Дело в том, что многое зависит от характера творца. Важно уметь переждать эпоху профессиональных неудач. Всем модельерам обычно отпущено десять успешных лет. Следующие десять они тоже летают, но ниже. А еще десять – совсем плохо. И, если художник не сумел отсидеться, сохранив бренд в коммерчески неуспешные годы, он, как правило, по той или другой причине закрывается.

Беда Пуаре заключалась в том, что после первой мировой войны женская одежда упростилась. В моду вошел образ «а ля гарсон», который модельер с презреньем отвергал. Он продолжал поражать всех роскошью, изобилием, что просто не шло в ногу с эпохой. В результате Пуаре остался не у дел. Черное платье Шанель победило. К сожалению. Потому что ничего веселого в этом наряде нет. Хотя я согласен, что это практично, удобно.

Модели Поля Пуаре
Модели Поля Пуаре

Что случилось с Эльзой Скьяпарелли? Она обанкротилась. Ее поджимали Диор, Баленсиага, Бальмэн, Жак Фат, Жак Грифф. В то время была масса хороших модельеров. К тому же одежда, которую предлагала Скьяпарелли, была слишком экстравагантной. А когда на женщине слишком чудная шляпа с густой вуалью, мужчина к ней не подходит. Опасается, что она, возможно, городская сумасшедшая. В 1950-е же годы женщины хотели не отпугивать мужчин, а привлекать их. Модно было быть сексапильной: иметь большую грудь, подчеркнутую глубоким декольте, тонкую талию, крутые бедра. Чтобы при взгляде на такую женщину мужчина думал: «Это будущая мама моих детей!» Стиль же Скъяпарелли вовсе не был рассчитан на подобный эффект.

Затем не забывайте о том, что в послевоенное время победили модельеры-гомосексуалисты. Почему так случилось? Дизайнеры всегда строят свои модели на экстриме. И экстрим Диора, который мысленно надевал на себя узкое платье с корсетом, чтобы поразить своего водителя, был более метким попаданием в женственность, чем загадочная экстравагантность Эльзы Скьяпарелли. Женщина, как правило, не может создать сногсшибательные туалеты для представительниц своего пола. Она видит их мягкими, приятными. А мужчины ищут совсем другого - агрессивности, эпатажа.

Записала Наталья Южина

Как Александр Васильев хотел перехитрить судьбу -- ЗДЕСЬ

(с) "Лилит"